Перейти к основному содержанию

60 лет индийской демократии

13 августа, 19:49

В полночь 15 августа 1947 года на разорванном на куски кровавыми переделами субконтиненте зародилась новая нация. Независимая Индия возникла, когда по всей территории горели пожары, загруженные трупами поезда пересекали новую границу с Пакистаном, а обессилившие беженцы бросали все в поисках новой жизни. Едва можно представить себе менее благожелательное начало для еще неоперившейся нации.

И все же, спустя шестьдесят лет, Индия, появившаяся в результате крушения британского господства, является самой большой в мире демократией, окрепшей за несколько лет быстрого экономического роста и готовая занять место в качестве одного из гигантов двадцать первого столетия. Страна, само существование которой в момент создания было под сомнением, сегодня являет собой поразительный урок в построении, несмотря ни на что, работоспособной демократии.

Ни одна другая страна не сочетает в себе такое экстраординарное множество этнических групп, взаимно непонятных языков, религий, культур, а так же разнообразий топографии, климата и уровней экономического развития. В 1947 году лидеры Индии оказались в стране с миллионом погибших жителей, 13 миллионами перемещенных, и поврежденной на миллиарды рупий собственностью, а так же ранами от сектантского насилия, которые все еще кровоточили. Учитывая это, а так же проблемы управления новой страной, объединение «королевских государств» в Индийский Союз и реорганизацию разрозненных вооруженных сил, их, вероятно, можно простить за свои требования диктаторских полномочий.

Но Индия превратила свою главную слабость в силу. Американскому геральдическому девизу «E Pluribus Unum», Индия могла только противопоставить «E Pluribus Pluribum». Вместо того, чтобы подавлять свое разнообразие во имя национального единства, Индия признала плюрализм в своих учредительных порядках: все группы, веры, вкусы и идеологии были сохранены и заняли свое место под солнцем.

Но не всегда все было так просто. Индия претерпевала конфликты каст, столкновения различных лингвистических групп за права, религиозные бунты (главным образом между индусами и мусульманами) и сепаратистские угрозы. Несмотря на частое напряжение и затрачиваемые усилия, Индия продолжает оставаться свободной многопартийной демократией; возможно, испорченной и неэффективной, но, тем не менее, процветающей.

Индии помогло то, что ее отцы-основатели, начиная с Махатмы Ганди, были убежденными демократами. Джавахарлал Неру — первый и дольше всех продержавшийся на своем посту премьер-министр Индии, всю свою политическую карьеру прививал индийскому народу демократические привычки: презрение к диктаторам, уважение парламентских процедур и прочную веру в конституционную систему.

Неру, как премьер-министр, бережно лелеял младенческие демократические учреждения страны, оказывая им уважение и даже почтение. Например, один раз, когда он публично раскритиковал судью, на следующий день он принес извинения и написал письмо председателю суда Индии с просьбой простить его. Несмотря на то, что у Неру не было серьезного оппонента, он никогда не забывал, что получил власть от народа Индии, для которого он оставался удивительно доступным.

Благодаря его личному примеру демократические ценности настолько сильно укрепились, что, когда его собственная дочь, Индира Ганди, в 1975 году ограничила свободы в Индии своим 21-месячным чрезвычайным положением в стране, она почувствовала, что ей необходимо вернуться к индийскому народу для защиты. Впитав в себя самые важные из отцовских ценностей, Индира провела свободные выборы, которые сама и проиграла.

Несмотря на то, что индийские политики нередко обращаются к сектантству, индийцы пришли к пониманию того, что Индия — это единая земля, которая охватывает разные касты, кредо, цвета, культуры, кухни, суждения, костюмы и традиции, и, тем не менее, все они сплачиваются вокруг демократического согласия. Сердцем этого согласия является простой принцип о том, что вам не нужно все время соглашаться — за исключением основных правил о том, как вы можете не соглашаться. Индия пережила все проблемы, окружавшие ее в течение 60 лет, потому что поддерживала согласие по поводу того, как справиться без согласия.

Например, Индия дает право на существование всем религиям, гарантируя, что государство не предоставит ни одной из них привилегии. Это включает в себя предоставление групповых прав, в соответствии с которыми мусульмане живут по своему собственному Персональному закону, отличному от общего гражданского кодекса. Если Америка — это тигель, то Индия — это thali: выбор роскошных блюд на разных тарелках. Каждое отличается на вкус и не обязательно смешивается с другими, но все они лежат на одном подносе.

Никто уже больше не говорит серьезно об опасности распада. Сепаратистские движения в таких отдаленных местах, как Тамил Наду и Мизорам тихо прекратили свое существование благодаря простой формуле: вчерашние сепаратисты становятся сегодняшними главными министрами (эквивалент губернаторов провинций или штатов) и завтрашними лидерами оппозиции.

Кроме того, демократия в Индии является не занятием элиты, а имеет большее значение для неимущих масс. Принимая во внимание, что в Соединенных Штатах большинство бедных не голосуют — явка избирателей в Гарлеме на последних президентских выборах составила 23% — посещаемость выборов в Индии бедным населением просто огромна.

В результате взрывной потенциал деления на касты также был пропущен через урну для голосования, с наиболее низким показателем посещаемости среди высоких постов. Майавати, «неприкосновенная» женщина, три раза занимала пост Главного министра и управляла самым густонаселенным штатом Индии — Уттар- Прадеш, а сегодня ее партия занимает безопасное большинство в ассамблее штата.

В более широком смысле, логика избирательного рынка означает, что ни одно общественное образование не может доминировать над другими. Три года назад Индия — страна, 81% населения которой составляют индусы, наблюдала за тем, как римско-католический политический лидер (Соня Ганди) идет навстречу Сикху (Манмохан Сингх), который был приведен к присяге мусульманином (президентом Абдулом Каламом). В отличие от этого, самая старая демократия в мире, США, так ни разу и не избрала президентом человека, который бы не является белым, мужчиной или не христианином.

Демократия укрепила Индию, которая хранит место для каждой идентичности. Эта идея сплотила страну, которая, как многие считали, не сможет существовать, и чей 60-ый день рождения, в связи с этим, достоин празднования.

Шаши ТАРУР — бывший заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать