Афганистан международной тревоги
В мирные намерения талибов не очень верятМосковской радости и злорадству нет предела. На федеральных каналах тема Афганистана даже на какое-то время затмила Украину. Российскому обывателю показывают, что проклятые американцы в спешке покинули Афганистан, затратили на него уйму денег и все впустую. Как тут не порадоваться. Только напрасно все это.
Американцы и их союзники действительно довольно поспешно покинули страну, поддерживаемый ими режим президента Гани рухнул если не за дни, то даже за часы. Неизбежно возникли конспирологические версии о сговоре за афганской спиной с талибами и прочее, что всегда сопровождает подобные крутые перемены.
На самом деле в этом стратегически важном регионе произошли серьезные политические и стратегические изменения. И они совсем не сводятся к тому, что американцы потерпели поражение, а кто-то, по федеральным каналам, Россия и Китай выиграли. На самом деле все гораздо сложнее.
С захватом талибами власти в Афганистане возник очевидный политический вакуум. Их режим не самодостаточный, так или иначе, должен опираться на существенную поддержку извне. Заполнение вакуума не произойдет мгновенно, процесс этот растянут во времени и достаточно противоречивый. Пока же можно достаточно уверенно предположить, что первый выиграет от изменений Пакистан.
У властей Исламабада достаточно прочные и разветвленные связи с «Талибаном». Вернее у военного руководства и структур пакистанских спецслужб. Влияние Пакистана практически автоматически на Афганистан усилится. Это не значит, что талибы несамостоятельны, но будут действовать в содружестве с Пакистаном.
Учитывая давние и глубокие связи Исламабада с Вашингтоном последний такое кураторство над Афганистаном вполне устроит. Более того, судя по всему, таков был план ухода западных сил.
Так что насчет побед и поражений не стоит делать скоропалительных выводов. Американцы перешли к стратегии непрямых действий. У них много что осталось в Афганистане. От агентурных сетей до прямых связей с талибами.
США сменили тактику. Их цель другая. Афганистан потерял для них свое значение, так как на первый план вышло противостояние с Китаем и в следующем ряду с Россией.
Теперь Афганистан — это головная боль Пекина и Москвы. В их мягком подбрюшье появилось крайне опасное государственное образование напичканное террористами все мастей и видов.
В этом смысле нет оснований полностью полагаться на заверения лидеров талибов, что у них нет планов выхода за границы Афганистана. У них, возможно, и нет, но не значит отсутствие таковых у других.
В военных операциях в Афганистане самое активное участие принимали иностранные террористические группировки. Сюда слетелись террористы с Ближнего Востока, Индии, Пакистана, Филиппин, африканских стран.
Характерно, что пять приграничных уездов провинции Бадахшан, граничащей на севере и северо-западе с Горно-Бадахшанской автономной областью и Хатлонской областью Таджикистана, после захвата были отданы под управление группировке «Джамаате-Ансарулла», которую называют таджикским филиалом «Аль-Каиды» во главе с Махди Арсланом. Судя по всему, талибы отдали этой группировке территории населенные таджиками, потому что сейчас она им не интересна. Аналогичные процессы происходят и с уездами населенными узбеками и туркменами.
Вся террористическая рать, обосновавшаяся на севере Афганистана, не считает себя связанной с обязательствами данными талибами иностранным государствам. Заставить это воинство что-то выполнять можно только силой оружия, но вот особого желания прибегать к такому средству, у лидеров талибов нет. По двум причинам.
Первая. Террористы хорошо организованы и вооружены. Просто так их не возьмешь. Тем более, что они сразу переходят к действиям мелкими группами и ячейками в городах. Бороться с ними очень трудно.
Вторая. Страна очень нуждается в мирной передышке. Экономические перспективы у талибов довольно туманные. Им не приходится, во всяком случае, пока рассчитывать на внешнюю финансовую и другую поддержку. В таких условиях начинать военные действия с террористами себе дороже.
Скорее всего, пока будет проходить процесс накопления сил всеми сторонами. Есть признаки того, что «Аль-«Каида» и подобные группировки будут заниматься идеологической подготовкой своих рейдов в сопредельные государства Центральной Азии, созданием в них подпольных ячеек и баз оружия в горных районах Таджикистана и Киргизии.
В полной мере это относится к китайскому Синьцзян-Уйгурскому автономному району (СУАР). Уйгурские террористические организации, в частности, Организация освобождения Восточного Туркестана (East Turkestan Liberation Organization, ETLO) сотрудничают с «Аль-Каидой». По крайней мере, это утверждают китайские власти. ETLO уже давно сделала Афганистан своей базой и совсем не собирается уходить оттуда, несмотря на дипломатические обязательства «Талибана».
Вот и получается, что Москве и Пекину необходимо немедленно заняться укреплением границ как своих в случае Китая, так и союзников в случае России. Соответственно это требует достаточно значительных ресурсов.
Российская военная база в Таджикистане уже получила подкрепление и начинается ее расширение. Принято решение о создании новой заставы и необходимой для нее инфраструктуры на границе Таджикистана и Афганистана. И это далеко не конец, а только начало.
Соответствующие решения и действия необходимы в Киргизии, где ситуация очень сложная. В силу известных обстоятельств там не только очень острые социальные проблемы, но также этническое противостояние с узбеками, чем обязательно воспользуются исламистские террористические ячейки.
По всему выходит, что в Центральной Азии Россия получила новый очень большой и протяженный фронт. Возникает опасность втягивания в такую войну, по сравнению с которой две чеченские покажутся легкими прогулками.
Пока же в Москве внешне полны оптимизма. В эфире телеканала «Россия 24» спецпредставитель президента России по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД Замир Кабулов отметил, что боевики организации «Талибан» демонстрируют большую готовность к переговорам, чем правительство в Кабуле.
В то же время заместитель председателя комитета по обороне Государственной думы, бывший командующий Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане Виктор Заварзин указал на проблему укрепления внешнего периметра границ государств Центральной Азии. «Другое дело — укрепить границу, помочь Узбекистану, Туркмении, Таджикистану — этим нужно заниматься, чтобы не позволить бандформированиям и наркотрафику проникать в Центральную Азию. Сейчас, конечно всем придется работать — и отдельным странам, и ОДКБ. А это сложная работа».
Получается, что радость и злорадство на федеральных телеканалах должны прикрыть уже очевидную опасность втягивания России в войну с террористами уже практически на ее границах и необходимость дополнительных финансовых и материальных затрат.
Как убеждал Путин, вторглись в Сирию, чтобы бороться с международным террором далеко, а теперь будут бороться очень близко.
Не стоит радоваться неудачам других, лучше подумать о возможных своих.