Афганский политический узел затягивается сильнее
США ушли после успешной логистической операции. Перед Украиной открывается окно возможностейТеррористические акты в Кабуле под занавес полного вывода американских войск и персонала из Афганистана означали переход кризиса в новую стадию. Она характеризуется несколькими факторами, которые будут иметь долгосрочные последствия.
Первый. Победа Талибана является неполной и до контроля над всей территорией страны, включая столицу, очень далеко. В стране действуют террористические группировки и организации, поэтому заверения руководства талибов, что они не допустят террористической деятельности в значительной степени вызывают понятный скептицизм.
Аль-Каида, в частности, демонстрирует полное пренебрежение возможным запретам талибов и ведет собственную политику противостояния западным и не только странам. Скорее всего, так будут действовать и другие подобный организации, в том числе, уйгурские, что вызовет вполне очевидную реакцию Китая.
По распространенному мнению, США передали курирование Афганистана Пакистану в надежде, что его спецслужбы в свое время взрастившие Талибан сумеют с ним найти общий язык. Насколько это реально покажет ближайшее будущее, так как Пакистану придется довольно сложно из-за деятельности «Объединенного фронта освобождения Белуджистана» (Balochistan Liberation United Front, BLUF), ведущего вооруженную борьбу за независимость Белуджистана на территории Пакистана и Ирана. На юго-западе Афганистана живут белуджи, и BLUF использует территорию страны в качестве своей базы.
Второй. Талибам не удалось установить контроль над Панджшерским ущельем в провинции Парван. Там концентрируются силы таджикско-узбекской оппозиции и уже происходят бои с талибами. В любой момент может начаться полномасштабная гражданская война.
ФОТО РЕЙТЕР
Третий. Перед талибами стоят большие экономические и финансовые проблемы. Для них закрыты источники внешнего финансирования, по крайней мере, в ближайшем будущем. Определенным выходом для смягчения ситуации может стать продажа доставшегося им американского оружия. Причем по значительно сниженной цене. Первыми покупателями как раз и станут террористические организации.
Второй источник — производство героина и наркотрафик. Однако это противоречит заверениям руководителей талибов, что они такого не допустят. Если обещание не будет выполнено, то серьезно ухудшатся отношения с соседями, в первую очередь, Китаем и Ираном.
Отсюда следует важный вывод. Талибан не сможет реально и эффективно контролировать деятельность разного рода террористических организаций до хотя бы относительной консолидации собственной власти. Однако здесь образуется замкнутый круг. Консолидация невозможна без контроля над организациями террористов, а этот контроль невозможен без консолидации.
Уход американцев из Афганистана изменил геополитическую ситуацию в регионе Большого Ближнего Востока. Как сказал в своем последнем выступлении президент Джо Байден, США больше не будут заниматься nation building» — строительством государства, то есть лишь проводят контртеррористическую операцию, но не занимаются продвижением демократических институтов и ценностей.
В России на федеральных телеканалах денно и нощно рассказывают о коллапсе эвакуации западных союзников и сотрудничавших с ними афганцев. На самом деле все происходило с точностью до наоборот.
После нескольких дней неразберихи и хаоса американцы с другими странами осуществили успешную логистическую операцию. За несколько дней вывезли более 150 тыс. человек, из которых 80% именно американцы. В ходе эвакуации блестяще проявили себя украинские спецназовцы, которые по просьбе канадского правительства вывезли из Афганистана 19 афганцев с их семьями, сотрудничавших с канадским посольством и организациями. Об этом в восторженной статье написала авторитетная канадская газета The Globe and Mail.
По большому счету России особо радоваться уходу американцев из Афганистана не стоит. Как писала в редакционной статье московская «Независимая газета», «в этом случае США создают серьезные потенциальные угрозы национальной безопасности и Китая, и России. Без активных действий и значительных военных расходов. А вот КНР и РФ должны будут раскошелиться, как и другие страны ОДКБ и ШОС. И тогда Вашингтон может с удовлетворением наблюдать, как потускнеют угрозы для КНР, идущие от Гонконга, Тайваня и региона Южно-Китайского моря, а для РФ — идущие от Украины и стран Балтии».
Другими словами, теперь из-за Афганистана голова будет болеть у Пекина и Москвы, а Вашингтон сможет сконцентрироваться на противостоянии с ними.
Непосредственно под ударом находятся центральноазиатские соседи России. Хотя сейчас таджикские отряды ограничивают возможности талибов и других террористов в северном направлении, но не очень понятны их возможности долгого противостояния с последними.
Также не ясны дальние цели вождей таджикско-узбекской коалиции. Сейчас они ведут войну с талибами, но, в конце концов, могут и договориться о территориальном разграничении и разделе сфер влияния. Чем же займутся оставшиеся в этом случае не у дел боевики, которые ничего не умеют делать, кроме того, что воевать. Республики Центральной Азии вполне очевидное направление их экспансии.
К тому же на другом берегу реки Пяндж достаточно много тех, кто захочет начать борьбу с местными авторитарными режимами. Причем последние внутренне очень слабые. К таджикскому и туркменскому режимам это относится в полной мере. С узбекским и киргизским дело обстоит несколько иначе, но в целом эти отличия картины существенно не меняют.
Талибан — организация в первую очередь идеологическая. Ее победа, как ее воспринимают в мусульманских обществах, показывают, что у движения очень много симпатиков. И не только в государствах Центральной Азии, но также в России. В Москве были салюты в честь победы талибов.
Если следовать российской пропаганде, то в Сирии исламисты разгромлены. Тогда кто в Идлибе раздает конфеты на улицах в честь победы талибов и поздравляет прохожих с ней.
Таджикские джихадисты в Сирии, записывают обращения на русском языке к своим потенциальным сторонникам, поздравляя их с победой талибов, выражая надежду, что теперь изменится ситуация и в Сирии, и на Кавказе, и в республиках Центральной Азии. Успех талибского проекта всколыхнет молодежную радикальную часть исламской уммы, в том числе говорящую по-русски. Российскому руководству задуматься бы об этом, но пока там пребывают в эйфории от ухода американцев. Заигрывания с джихадистами очень опасны и тот же Афганистан тому наглядное подтверждение.
Боевики из Сирии уже начали перебираться в Афганистан. Они поняли, что есть способ приложить свои силы и перенести фронт в Центральную Азию.
Уже в ближайшее время России понадобятся значительные ресурсы на возможную оборону стран Центральной Азии и создания там для этого довольно сложной и разветвленной инфраструктуры.
В силу ограниченности возможностей придется какие-то направления ослаблять. Выбора особого нет. В первую очередь это Украина, Молдова, Беларусь и в какой-то мере страны Балтии.
Сейчас Вашингтону нужен успех. Оказание реальной военной помощи Киеву, активность в дипломатической сфере позволит нивелировать негативные последствия афганской неудачи.
Перед Украиной открывается окно возможностей. Сумеет ли она им воспользоваться будет видно по результатам визита Владимира Зеленского в США.