Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Альтернативы арабского мира

19 июля, 00:00
Хани ХУРАНИ — политический аналитик, генеральный директор исследовательского центра «Аль- Урдун Аль-Джадид» (Иордания)

Падение Багдада 9 апреля 2003 года в арабском мире считается днем позора, напоминающим 5 июня 1967 года — день, когда Израиль нанес поражение армиям трех арабских государств, завоевав в течение шести дней Западный берег, Сектор Газа и Восточный Иерусалим. События в Ираке и вызванные ими потрясения являются сегодня предметом размышлений для арабских интеллектуалов и более широких слоев общественности, которые пытаются проанализировать и понять произошедшее в Ираке, а также извлечь уроки на будущее. Тем временем сторонники бывшего баасистского режима в Ираке и другие им подобные стараются сохранить старые тоталитарные взгляды и настроения. Для достижения своей цели они избрали следующую тактику: всячески препятствовать трезвому анализу и непредвзятой оценке событий в Ираке, заявляя, что любая критика режима Саддама равносильна поддержке американской оккупации Ирака.

Например, Фахд аль-Фанек — бывший член партии «Баас» — в настоящее время является обозревателем иорданской газеты «Ар-Райя». В апреле он писал, что падение правительства Саддама в Ираке «дало врагам режима возможность проливать крокодиловы слезы по демократии и осуждать репрессии и диктатуру, прикрывая этим свою поддержку американской оккупации». Антисаддамовские настроения, по утверждению аль-Фанека, «не были призваны служить целям демократии, а лишь укреплять американские позиции и оправдывать американскую оккупацию». Интересно то, что такую ретроспективную поддержку Саддама и его диктаторского режима сегодня в арабском мире встречают с растущим возмущением, поскольку простые арабы только сейчас узнают о преступлениях, совершенных режимом партии «Баас». Сторонникам Саддама и его правления сегодня приходится отвечать на много нелегких вопросов. В арабском мире существует прецедент такого критического анализа своих действий. После победы Израиля в 1967 году Садик Джалал аль-Азм — известный сирийский мыслитель и профессор философии — издал книгу под названием «Самокритика после поражения», в которой он подверг резкой критике многие аспекты арабской политической культуры. Книга аль-Азма произвела сенсацию в арабском мире, породив множество отзывов и споров. В то время главный вопрос стоял следующим образом: как случилось, что такое маленькое государство, как Израиль, одержало победу над армиями трех арабских стран и оккупировало в течение нескольких дней огромные территории Египта, Иордании и Сирии? Этот вопрос все еще отдается эхом через десятилетия, и многие ответы на него сводятся не только к военным ошибкам, но и к более широким проблемам политического, экономического, культурного и технологического развития арабских стран.

В 60-х годах преобладающим в арабском мире ответом на триумф Израиля было предложение освоить методы партизанской борьбы, применяемые вьетнамцами, китайцами и кубинцами. Затем советская модель приобрела популярность среди националистических и левых движений, захвативших власть в Сирии, Ираке и Южном Йемене. Призывы к демократии, участию народа в управлении страной и политическому плюрализму уступили место панарабским националистическим лозунгам, пропагандирующим арабское единство, освобождение Палестины и противостояние империализму. Однако, оглядываясь назад на 70-е и 80-е годы, невозможно не заметить явные социально-экономические неудачи деспотических режимов, олицетворявших такое мировоззрение. Для стран с таким правительством характерны большие долги, низкие темпы экономического роста, эндемическая коррупция и раздутый государственный сектор, переполненные тюрьмы, подавленное культурное выражение. Неудивительно, что такие режимы видели в любой критике измену и угрозу свержения.

Находясь именно в таком застойном состоянии, Ирак предпринял в 1991 году попытку военной экспансии, целью которой была оккупация Кувейта. И хотя иракские войска были очень скоро выдворены из Кувейта, поражение Саддама не подорвало его положение в арабском мире. Остатки армии Саддама не подверглись преследованию на территории Ирака, что позволило ему подавить восстание на юге страны и сохранить власть. Несмотря на попытку захвата соседней арабской страны, Саддам искусно сыграл на националистических и антиамериканских настроениях в регионе.

Сегодня раскрываются неизвестные ранее преступления режима Саддама, жертвами которых стали тысячи иракцев. Во всем арабском мире люди сравнивают националистические речи и масштабы варварства этого режима. Стыд за то, во что обошелся иракскому народу фальшивый облик баасистского режима, сегодня ощущается повсюду. Становится ясно, что никакие достижения, независимо от их значительности, не могут оправдать ту цену, которую заплатил иракский народ на протяжении последних четырех десятилетий. За те недели, что прошли со времени свержения режима Саддама, иракский народ в значительной мере взял свою повседневную жизнь под собственный контроль, несмотря на американскую оккупацию. Они избирают местные советы, издают газеты и организовывают различные политические и общественные организации. Восстановление Ирака началось и будет продолжено. Отголоски произошедших в Ираке потрясений ощущаются сегодня во всех столицах арабских государств, включая и те страны, где правительство уверовало в то, что нефть и приносимое ею богатство защитят их от недовольства общественности. Требования политических и экономических реформ растут и обостряются. Ветер перемен еще раз пронесется над Ближним Востоком, которому по-прежнему угрожает религиозный фундаментализм и внешнее давление. Лучшей альтернативой и первому, и второму является добровольное движение в сторону демократической открытости и политического плюрализма, что дало бы гражданам арабских государств возможность самим определять и строить будущее своих стран.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать