Аргентина: страна, застрявшая во временной аномалии
Пример Аргентины, страны, которой при всей приверженности ее руководства к рыночным реформам, не удается преодолеть кризис, более чем поучителен для Украины. Рецепт известного экономиста Джеффри Сакса прост и сложен одновременно: государство, желающее добиться успеха в конкурентной борьбе на мировых рынках, обязано перейти от эксплуатации природных ресурсов к эксплуатации знаний с соответствующими затратами на технологическое развитие. Чем не рецепт для Украины?
Аргентина застряла во временной аномалии. Ожидалось, что политические и экономические реформы последнего десятилетия выведут страну из хронического экономического кризиса. В апреле 1991 года министр экономики Доминго Кавальо привязал курс аргентинского песо к доллару США в соотношении один к одному, открыв тем самым эру радикальных реформ. И тем не менее десять лет спустя все тот же сеньор Кавальо пытается предотвратить экономический спад и дефолт.
Цикл кризиса в Аргентине вызывает недоумение. За прошедшие десять лет были приватизированы различные отрасли промышленности и социальное страхование, была либерализована международная торговля. Был взят под контроль хронический дефицит бюджета, усовершенствовалась инфраструктура и укрепился банковский сектор. Все это, наряду со стабилизацией валюты, способствовало экономическому буму в Аргентине, продолжавшемуся до 1995 года, по мере финансовых вливаний зарубежных инвесторов. В 1995 году экономика была отброшена назад финансовым кризисом, разразившимся в Мексике. Затем экономический рост начался с новой силой и продолжался до 1998 года. Начиная с этого времени, экономика переживает затяжной спад, и правительство испытывает затруднения с рефинансированием государственного долга. Многие опасаются дефолта.
Сторонники реформы аргентинской экономики, начиная с Кавальо, доказывают, что эти проблемы — явление временное, и возлагают вину за трудности страны на неразбериху, царящую на мировых финансовых рынках, и излишне высокий курс доллара США по отношению к евро, из-за чего экспорт Аргентины становится менее конкурентоспособным. Девальвация в Бразилии в 1999 году также подорвала конкурентоспособность экспорта Аргентины. Дополняют картину низкие мировые цены на предметы потребления и протекционизм, направленный против экспорта Аргентиной сельскохозяйственной продукции. Сторонники реформы также утверждают с некоторой долей истины, что в Аргентине беду отчасти накликали кредиторы. Поскольку в Аргентине в прошлом так часто происходили кризисы, инвесторы всегда опасаются самого худшего и забирают капитал из страны при первом же намеке на трудности, тем самым провоцируя еще более глубокий кризис. Но здесь действует нечто большее. Аргентинский песо не обладает большой гибкостью, поскольку он привязан к доллару США, чем исключена возможность «спустить пар» за счет снижения курса национальной валюты.
Можно сравнить Аргентину с другой страной-экспортером зерна — Австралией, испытавшей похожее. Курс австралийского доллара упал от 78 центов США в мае 1997 года до всего лишь 53 центов США в мае 2001 года. Это помогло сохранить статьи экспорта Австралии на прежнем уровне и удержало темпы экономического роста на уровне примерно 2 процентов в год, в то время как объем аргентинской экономики сокращался примерно на те же 2 процента в год.
Аргентина, в свою очередь, чувствительна к таким внешним воздействиям, как снижение цен на сельскохозяйственную продукцию, поскольку она не создала многоотраслевого экспортного сектора, в котором был бы представлен широкий диапазон конкурентоспособных на мировом рынке отраслей промышленности и сферы услуг. Торговля Аргентины чрезмерно сосредоточена на узком круге товаров, в который входят зерновые, мясо, пищевые продукты, подвергшиеся технологической обработке, и другая сельскохозяйственная продукция. Объем экспорта машин и транспортного оборудования, — отраслей, воплощающих в себе более высокий уровень технологии, — составил лишь около 10% от общего объема экспорта и лишь 1% от валового национального продукта. Иными словами, аргентинской экономике не удалось стать экономикой, основанной на технологии.
Рыночные реформаторы сосредоточили свое внимание на сокращении размеров правительства, но не приняли в расчет роль, которую играет правительство в повышении технологического уровня страны. Хорошо функционирующая рыночная система помогает привлечь зарубежных инвесторов в высокотехнологичные отрасли и способствует возникновению высокотехнологичных предприятий внутри страны. Но для экономики, основанной на высоких технологиях, нужны также сильные университеты с многочисленным контингентом студентов и широкомасштабная поддержка научных исследований со стороны правительства. США инвестируют ежегодно около $90 млрд. государственных средств в научные исследования. Израиль, Корея и Тайвань — также вкладывают большие средства в высшее образование и научные исследования. Аргентина же этого не делала.
Недостаточность инвестиций в развитие технологий бросается в глаза в любом секторе экономики. На каждый миллион аргентинцев приходится около 600 научных работников, в то время как в Корее 2200 научных работников на каждый миллион жителей. Аргентина инвестирует менее 1% национального дохода в исследования и разработки, в то время как Корея — около 2,5% национального дохода. В 2000 году аргентинские изобретатели получили лишь 63 патента в США, в то время как корейские — 3400 патентов. Это различие отражается на экономическом росте. В период 1980 — 1998 гг. Аргентина достигла показателя экономического роста на душу населения в размере всего лишь 0,5% в год, в то время как в Корее, благодаря ее высокотехнологичным статьям экспорта, рост составлял 6,2% в год.
Судьба Аргентины очень поучительна в смысле стратегии развития. В Аргентине достигнуты высокий уровень грамотности, хорошее здоровье населения, высокопродуктивная сельскохозяйственная экономика и мощная база природных ресурсов. Ее уровень дохода (скорректированный по покупательной способности) составляет около трети дохода Соединенных Штатов, и она находится впереди большинства стран мира.
Но Аргентина не осуществила успешного перехода от экономики, основанной на ресурсах, что могло способствовать достижению высокого уровня жизни в прошлом, к экономике, основанной на знаниях и способности использовать эти знания для создания новых технологий, что дает в современной глобальной экономике преимущество.
Выпуск газеты №:
№107, (2001)Section
День Планеты