Балансирование в Довиле
Саркози и Меркель уговорили Медведева приехать на саммит НАТО![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20101019/4190-3-1.jpg)
Завершившийся вчера во французском городе Довиль саммит «трех»: (как его окрестила местная пресса) президентов Николя Саркози, Дмитрия Медведева и канцлера Ангелы Меркель, похоже, удовлетворил всех участников. С одной стороны, он продемонстрировал слаженность европейского «мотора»: Франции и Германии. Лидеры этих стран очередной раз подтвердили, что они играют главную роль и в Европейском Союзе, и в Североатлантическом альянсе. Характерно, что именно в Довиле после переговоров с французским и немецкими лидерами российский президент объявил о решении принять участие в саммите НАТО, который состоится 19—20 ноября в Лиссабоне.
С другой стороны, похоже, добился своего и Саркози, который выступает за создание между ЕС и Россией общего экономического пространства и общей концепции безопасности. «Через 10—15 лет РФ и Евросоюз войдут в единое экономическое пространство с общей концепцией безопасности и безвизовым режимом», — сказал французский президент на пресс-конференции по завершении переговоров со своими коллегами. Со своей стороны, Ангела Меркель заявила о необходимости поставить отношения России и НАТО на прочную основу, поскольку обе стороны сталкиваются с общими угрозами.
Возможно, это повлияло на то, что только после переговоров с Саркози и Меркель российский президент дал положительный ответ на приглашение генсека НАТО принять участие в Лиссабонском саммите. Теперь и сам Медведев считает, что саммит поможет развитию диалога между Россией и Североатлантическим альянсом. При этом он добавил, что Россия сейчас изучает возможность присоединения к европейской ПРО.
Российский президент считает полезным такой формат встречи, который помогает в открытой и дружественной манере обсуждать многие вопросы. В частности, сказал он, в центре внимания саммита был вопрос архитектуры европейской безопасности. «Здесь нужно работать и дальше, включая российскую идею, и коллеги готовы продолжить это обсуждение», — цитирует ИТАР-ТАСС слова Медведева.
Следует отметить, что накануне саммита «трех» западные СМИ много писали о «перезагрузке» между Западом и Россией, желании Парижа и Берлина привлечь Россию на сторону Запада. Почему Западу важно привлечь Россию на свою сторону? Об этом «Дню» — в интервью французского эксперта.
Тома ГОМАР, руководитель программы Russie/NEI.Visions во Французском институте международных отношений
— Эта встреча является продолжением процесса, начавшегося в 2008 году, когда Медведев предложил общую архитектуру безопасности. Нельзя забывать о том, что в августе 2008 года случилась война в Грузии. И именно в это время начались активные дискуссии относительно новой архитектуры безопасности. В октябре 2008 года во время международной конференции, в которой приняли участие президенты Медведев и Саркози, французский президент сказал, что инициативу Медведева необходимо рассматривать в рамках ОБСЕ. После этого начался процесс перезагрузки между Россией и США, который драматично изменил ситуацию и атмосферу между обеими странами. Также произошла смена руководства в Украине. И в июне нынешнего года, по инициативе канцлера Ангелы Меркель, был поднят вопрос об объединении усилия по безопасности ЕС и России относительно решения приднестровской проблемы. Поэтому важно понять, что этот саммит проходит в рамках длительного процесса, и нужно иметь в виду следующие форумы, в частности, саммит НАТО в Лиссабоне, на котором будет утверждена новая стратегическая концепция НАТО, а также саммит ОБСЕ в Астане. Также важно увидеть, что, проводя саммит в Довиле, Париж и Берлин совместно демонстрируют желание, политическую волю улучшить отношения с Россией.
— Почему так важно Парижу и Берлину притянуть Москву к Западу, как утверждают французские газеты?
— Я думаю, что это очень интересный момент в отношениях между Россией и Европой, а также между Россией и Соединенными Штатами. Следует отметить, что безопасность Европы не ограничивается пределами евроатлантической зоны. Между Москвой, европейскими столицами, а также Вашингтоном есть конвергенция восприятия общих угроз. Более того, эти столицы соглашаются рассматривать основные вызовы безопасности за пределами действия европейской политики безопасности и обороны. Главными проблемами и вызовами для безопасности, в настоящий момент, является Афганистан, Иран и в некоторой степени эволюция безопасности в рамках азиатского региона. По моему мнению, важно понять, что до сих пор существуют некоторые расхождения. Относительно этого нет никаких сомнений. В то же время есть ощущение, что в восприятии угроз сейчас более важна конвергенция между Москвой и некоторыми европейскими столицами, а также Вашингтоном, а не большие преграды, как это было до сих пор.
— Господин Гомар, по вашему мнению, действительно ли президент-реформатор Дмитрий Медведев, заявлявший, что Россия в противовес СССР должна демонстрировать «улыбающееся лицо», за два года изменил стиль Кремля настолько, что мир почти забыл о жестких манерах Владимира Путина, как об этом пишет французская Ouest-France?
— Нет, я так не думаю. В действительности существует последовательный подход во внешней политике России. Возможно, Медведев и Путин в чем-то дополняют друг друга. Возможно, Медведев больше улыбается, менее авторитарный и более открытый. Но я считаю, что российская внешняя политика является последовательной. Учитывая вес страны и его намерение влиять, в Москве понимают, что без России не возможно обеспечение европейской безопасности. Все это четко понимают в Париже и Берлине, а также других европейских столицах. В частности и то, что невозможно рассматривать архитектуру европейской безопасности, не принимая во внимание Россию. Этого также нельзя делать, не учитывая амбиции таких стран, как Украина. На мой взгляд, важнее учитывать последовательный подход в политике России, чем стиль президента.
— Будет ли Запад, в попытке сблизиться с Россией, указывать на важность сохранения и поддержания демократических ценностей внутри страны, как акцентировали внимание на этом европейские лидеры во время предыдущего подобного саммита трех?
— Я думаю, что французская сторона, а также и немецкая будут говорить о том, что, конечно же, ценности важны. Но с другой стороны, в Париже и Берлине будут делать акцент на том, что процесс открытости и демократизации нужен российским гражданам и российской власти, но он не может навязываться извне, что может быть значительно контрпродуктивнее. Поэтому, конечно, существует желание найти новый баланс между необходимостью привлечь Россию в вопросах безопасности, а также надеждами на позитивную эволюцию России.
Выпуск газеты №:
№190, (2010)Section
День Планеты