Балканский рубеж Кремля
Россия увеличивает гибридное присутствие в Косово?
Специальная полицейская операция на севере Косово, проведенная 28 мая, была направлена, по официальной версии, против организованной преступности. По ее итогами стражи порядка задержали почти три десятка подозреваемых в причастности к уголовным преступлениям и коррупции, причем как сербов, так и албанцев и местных боснийцев.
Но официальный Белград и местное сербское население восприняли акцию косовской полиции как направленный чисто против косовских сербов беспредел и репрессии албанской власти Приштины.
Такая трактовка объясняется тем фактом, что северные районы Косово населены преимущественно сербами, которые считают, что живут в «южной сербской провинции Косово и Метохия», а не в независимом Косово.
КОСОВСКОЕ «ОРДЛО»
Шесть лет Белград и Приштина при посредничестве ЕС пытаются нормализовать отношения и прежде всего решить вопрос Севера Косово. Основой возможного сербско-косовского компромисса, согласно подписанному еще в 2013 году Брюссельскому соглашению, должно было стать предоставление особого статуса северным — сербским — муниципалитетам. Но Приштина на это не согласилась — местный Конституционный Суд указал на противоречие Основному Закону Косово пунктов Брюссельского соглашения относительно предоставления автономии отдельным районам на севере и заблокировал их выполнение.
Сейчас у этого региона нет никакого особого статуса, но де-факто косовская центральная власть имеет на севере очень ограниченное влияние.
Впрочем, и центральная власть Сербии тоже не контролирует эту область. Сербская Конституция определяет весь регион Косово и Метохии частью Сербии, но на практике власть Белграда сохранилась здесь только в виде присутствия в сферах образования и здравоохранения — благодаря инвестициям из сербского бюджета.
Силовые структуры на севере Косово не контролируются правительством Сербии и являются частью силовых структур всего Косово. Официальный Белград в этих условиях имеет очень ограниченную возможность повлиять на ситуацию и традиционно лишь требует согласования силовых операций косовских правоохранителей в северных районах с местной властью и категорически не соглашается с участием в таких акциях силовиков из Приштины, вооруженных «на военный манер» автоматическим оружием. Впрочем, еще ни разу косовская власть не учла требований Белграда.
С точки зрения официальной Приштины, которую разделяют международное сообщество в лице Европейского Союза и руководство миротворческого контингента НАТО, KFOR, расположенного в Косово, косовская полиция имеет полное право проводить операции на севере — как и в любом другом районе республики.
События 28 мая не стали первым заострением на фоне появления силовиков из Приштины в северных муниципалитетах. Периодически косовские спецназначенцы появляются в этом регионе, вызывая мгновенный и существенный рост напряженности. Но на этот раз ситуация выглядела более угрожающей, чем обычно.
И не только потому, что Сербия сразу после начала операции косовских правоохранителей привела армию и полицейские подразделения в полную боевую готовность. А потому, что местные сербы — впервые за многие годы — пытались оказывать реальное сопротивление силовикам из Приштины.
РОССИЯНИН НА БАРРИКАДАХ
Жители одного из северных муниципалитетов — Зубин Поток — перегородили дороги, по которым должна была передвигаться косовская полиция, грузовиками. Для того чтобы добраться до места назначения, правоохранителям пришлось разрушать заграждения, сбрасывая машины на обочину, а против защитников баррикад применить силу и спецсредства — слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Во время столкновений, которые и сами по себе превращают последний конфликт в неординарное событие, произошло еще кое-что — косовские полицейские на одной из баррикад задержали... гражданина России. По версии Приштины, он вместе с местными сербами мешал проведению полицейской операции.
Россиянин Михаил Краснощеков оказался сотрудником Временной Миссии ООН в Косово (United Nations Interim Administration Mission in Kosovo, UNMIK). Во время задержания у него пострадало лицо — российские СМИ сообщают о поврежденных глаз и челюсти.
Не нужно быть специалистом по международной политике, чтобы понять, какая шумиха уже поднялась вокруг этого инцидента и сколько еще впереди.
И без того российские средства массовой информации с самого начала операции косовских правоохранителей называли события, не больше не меньше, как «албанское вторжение». Пока ведущие государственные медиа Сербии пытались воздерживаться от пропаганды и информативно подавать хронику событий, хотя и с акцентом на сербской точке зрения, СМИ РФ не ограничивали себя в высказываниях. Даже ведущие российские балканисты (без кавычек) не стеснялись озвучивать в эфирах откровенные фейки, а контент статей, репортажей и ток-шоу относительно событий в Косово напомнил «шедевр» о «распятом мальчике». Было понятно — во-первых, косоваров россияне не любят еще больше, чем украинцев, во-вторых — Россия не будет в стороне от конфликта.
Но после того, как случай — или предварительно продуманный сценарий — сделал россиян непосредственными участниками событий, можно ожидать еще большей вовлеченности Москвы в текущие балканские дела.
Министерство иностранных дел России уже ждет «энергичных действий по всем линиям, в том числе по линии ООН», как сообщил журналистам в штаб-квартире Организации Объединенных Наций заместитель главы МИД РФ Сергей Вершинин. 29 мая Следственный комитет России (СКР) начал проверку по факту нападения на российского гражданина в частично признанном Косово.
В том, что этими действиями активность российской стороны не ограничится, можно быть уверенными.
Косовские правоохранители после возмущения Миссии ООН в Косово быстро отпустили российского гражданина. Но косовская прокуратура уже обратилась к государственным органам с требованием направить запрос на снятие дипломатического иммунитета с Михаила Краснощекова. Уже начато расследование относительно участия его «в преступной организации, которая соверает уголовные преступления и хулиганство» и «препятствование должностным лицам в исполнении их обязанностей».
Кроме того, высокопоставленные должностные лица в Приштине уверены — появление гражданина РФ на сербских баррикадах является публичным проявлением давней и активной непубличной деятельности России в регионе, о которой они давно предупреждали мировое сообщество. Премьер-министр Косово Рамуш Харадинай и глава МИД Косово Беджет Пацоли в своих комментариях по результатам событий 28 мая отметили: речь идет о российских попытках дестабилизировать регион.
РОССИЙСКОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
В последнее время Россия на Балканах лишь терпит поражения. Попытка переворота в Черногории окончилась провалом, «пронатовская» власть удержалась на своих должностях и страна стала членом Альянса. Попытки помешать договоренностям Греции и Македонии по переименованию бывшей югославской республики тоже завершились неудачей. Переименованная, уже Северная Македония, может стать членом НАТО уже в этом году. Российское влияние на Балканах уменьшается, как шагренева кожа, в то время как Запад в лице Североатлантического Альянса из года в год увеличивает свое присутствие.
Не исключено, что Косово — хотя бы его северная часть — избрана Москвой как место для реализации победоносного плана реванша.
На самом деле в том, что этот сценарий может быть реальностью, убеждают не столько события последних дней, как... кино.
Российский блокбастер «Балканский рубеж» недавно вышел в прокат. Его премьера состоялась накануне 20-й годовщины начала операции НАТО «Союзная сила», которую на постсоветском пространстве традиционно называют «НАТОвской бомбардировкой Югославии».
Сюжет фильма основан на реальных событиях. В 1999 году российские спецназначенцы получают приказ взять под контроль аэродром «Слатина» около Приштины. Россиянам приходится противостоять «албанским террористам» и силам НАТО, но они готовы на любые подвиги — и не ради братьев-сербов, а ради величия России.
Единственная задача этого фильма — как и всех пропагандистских российских фильмов — мобилизация собственного населения и создание благоприятного информационно— психологического фона для выполнения геополитических задач Кремля. В данном случае — это увеличение российского (гибридного) присутствия на Балканах, прежде всего — в Косово. Так что продолжение следует.
Выпуск газеты №:
№94-95, (2019)Section
День Планеты