Перейти к основному содержанию

Белая полоса, черная полоса...

21 сентября, 19:29
«ЭТО БЫЛА НЕ РЯДОВАЯ ВСТРЕЧА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ МЫ ПРОСТО ОБМЕНИВАЛИСЬ ЛЮБЕЗНОСТЯМИ», — ПОДЧЕРКНУЛ ВЧЕРА ГЕНЕРАЛ ВОЕННОГО КОМИТЕТА НАТО ХАРАЛЬД КУЯТ (НА ФОТО — СПРАВА) / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

НАТО отмечает успехи в военном сотрудничестве с Украиной. Отдельные опасения, будто Альянс отвернется от Киева из-за внесенных недавно в Военную доктрину правок, не подтверждаются. Доказательством чего стало вчерашнее заседание представителей Украины и Североатлантического альянса. Хотя в партнерстве Киева и Брюсселя наметилась новая проблема — на этот раз авиационная.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ

«Это историческое событие и важный сигнал», — так оценил вчерашнее заседание Военного комитета Украина — НАТО генерал Альянса Харальд Куят. Историчность встречи заключалась в том, что переговоры подобного рода в Киеве проходили впервые. До сих пор, напомнил натовский представитель, они проходили только в Брюсселе. «Это была не рядовая встреча, во время которой мы просто обменивались любезностями. У нас была настоящая рабочая встреча, на которой поднимались наиболее актуальные вопросы», — отметил Куят. По его словам, переговоры были «успешными, поскольку мы получили большое количество информации с украинской стороны». Генерал Альянса сообщил, что во время заседания был заслушан промежуточный отчет о выполнении рабочего плана Военного комитета Украина — НАТО на 2004 год. «Этот отчет был честным, откровенным и насыщенным фактами. Так что мы очень одобрительно отнеслись ко всей информации», — подчеркнул Куят. Он также проинформировал, что стороны обсудили проект рабочего плана на следующий год, который должен быть доработан для одобрения во время встречи начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и Украины 16 ноября. «Мы обсудили уроки, которые нам еще предстоит извлечь и из которых нужно сделать определенные выводы», — заметил генерал.

Один из основных вопросов, поднимавшихся на переговорах, касался реформирования Вооруженных сил Украины. Представитель НАТО, отметив сложность реализации поставленной задачи, довольно одобрительно отнесся к «реформаторским» процессам в украинской армии. «Мы можем подчеркнуть, что долгосрочный план реформ — здоровый. Мы видим, что происходит в плане реструктуризации военного бюджета, как деньги, которые в основном шли на текущие расходы, на содержание Вооруженных сил, постепенно перенаправляются на подготовку военных, на закупку современных систем вооружения», — поделился своими впечатлениями Харальд Куят. По его убеждению, «это именно тот путь, который прошли вооруженные силы всех стран Запада». «Процесс сложный, болезненный, но дело, ради которого это делается, правильное», — отметил генерал. Он пообещал, что Альянс и впредь готов оказывать Украине поддержку в этом плане, заметив, что процесс реформ «нуждается в поддержке всего украинского общества — простых граждан, парламента, правительства».

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — САМОЛЕТЫ

В отношениях Украины и НАТО, впрочем, появилась проблема, требующая немедленного решения. Именно сейчас оказалось под угрозой срыва сотрудничество Киева и Брюсселя в вопросе авиаперевозок. Как известно, Альянс использовал украинские «Русланы» для транспортировки своих грузов. Однако недавно появилась информация, что НАТО решило не привлекать Украину к осуществлению стратегических авиаперевозок вследствие недавних арестов наших самолетов за рубежом. Генеральный конструктор авиационного научно-технического комплекса (АНТК) имени Антонова Петр Балабуев недавно сообщил, что НАТО решило пока что не использовать украинскую авиатехнику до урегулирования ситуации вокруг арестов «Русланов». Напомним, что решения Стокгольмского арбитражного суда по иску кипрской компании «ТМР Энерджи» по поводу долга Украины в $41 млн. признали США, Канада, Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Израиль. До судебного решения с июня 2003 года один «Руслан» остается в Канаде. Второй такой же самолет был арестован 18 августа этого года в Бельгии.

«Никакого официального решения о прекращении сотрудничества с Украиной в вопросе авиаперевозок НАТО не принимало», — об этом вчера заявил «Дню» представитель Альянса Джеймс АППАТУРАЙ . Хотя он отметил, что в связи с последними трудностями, связанными с арестами, может быть приостановлено использование украинских самолетов для осуществления авиаперевозок. Господин Аппатурай рассказал, что Украина не была «эксклюзивным» перевозчиком Альянса, поскольку организация сотрудничала с авиационными компаниями других государств. Тем не менее он отметил, что НАТО не ставит вопрос о том, чтобы не использовать украинские самолеты вообще. Вполне очевидно, что Альянсу неприятна сама по себе ситуация с арестами, поскольку она бросает тень на сотрудничество двух сторон в целом. От решения старой «авиапроблемы» зависит как репутация Украины, так и НАТО, которое рассчитывало, что Украина оправдает предоставленный кредит доверия.

Пока что этот кредит, похоже, не исчерпан. Делегация представителей Альянса и генерал Харальд Куят посетили позавчера АНТК имени Антонова. Как сообщил «Дню» директор Центра информации и документации НАТО в Украине Мишель ДЮРЕ , военным делегатам были продемонстрированы современные украинские самолеты. «Представители НАТО были весьма впечатлены увиденным», — отметил он. Позитивная реакция со стороны Альянса для Киева сегодня особенно важна. Следующий шаг — за Украиной...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать