Перейти к основному содержанию

Без паники

Украине следует сделать серьезные квалифицированные заключения относительно инцидента в Митровице
19 марта, 19:47
СГОРЕВШИЕ ДОТЛА МАШИНЫ МИРОТВОРЧЕСКОЙ МИССИИ ООН — РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЙ СЕРБСКИХ БОЕВИКОВ / ФОТО РЕЙТЕР

Похоже, что руководство Украины серьезно восприняло гибель одного украинского полицейского и ранение двадцати других, принимавших участие в миротворческой миссии в Косово. Этот вопрос находится на личном контроле Президента Украины. Вчера на место инцидента отбыла украинская делегация во главе с министром внутренних дел Юрием Луценко, который лично доложит Президенту о результатах этого визита. Кроме того, как сообщила на брифинге пресс-секретарь президента Ирина Ванникова, завтра на заседании СНБО среди других вопросов планируется обсудить предложения относительно участия миротворческого персонала Украины в миссиях под эгидой ООН. Вместе с тем она отметила, что этот вопрос будет рассматриваться в плане обеспечения безопасности украинских миротворцев, и речь не будет идти о целесообразности участия миротворцев в миссиях ООН. Более того, Украина призвала все страны-члены ООН и НАТО присоединиться к диалогу по вопросу инцидента в Косово. Об этом, в частности, вчера сообщил заместитель главы Секретариата Президента Александр Чалый. Напомним, что в понедельник во время проведения специальной операции по освобождению захваченной территории и помещения суда в северной части г. Митровица произошло столкновение противников факта провозглашения независимости Косово с полицейскими силами ООН. В результате вооруженного противостояния протестующие обстреляли дом полицейской станции и забросали территорию гранатами. Вследствие таких действий был ранен 21 работник Специального миротворческого подразделения МВД Украины в Косово. От многочисленных осколочных ранений в понедельник поздно вечером умер заместитель командира оперативного взвода Специального миротворческого подразделения МВД Украины в Косово, старший лейтенант внутренних войск Игорь Киналь.

Всего в окруженном протестующими помещении из числа украинского миротворческого персонала находилось 66 работников Специального миротворческого подразделения, в том числе девять работников с семью служебными собаками Кинологического миротворческого подразделения МВД Украины.

— Как при существующих обстоятельствах (ситуации в Косово) и попытках некоторых политических сил в Украине использовать этот инцидент в политической борьбе следует действовать украинской власти, чтобы сохранить миротворческое присутствие в этом регионе и чтобы миротворцы продолжали улучшать имидж нашей страны в мире?

КОММЕНТАРИИ

Евгений МАРЧУК, экс-министр обороны:

— Что касается заключений относительно инцидента в Митровице, то самое главное — это проблема безопасности миротворческих контингентов, где бы они ни были. Это должно быть на первом месте. Косово длительное время было относительно спокойным регионом для миротворческих контингентов и МВД, и Вооруженных сил Украины. Я не хочу заранее забегать вперед, но думаю, что тот контингент, который столкнулся с таким своеобразным сопротивлением гражданского населения, не совсем был готов действовать в этой ситуации адекватно. Хотя, отмечу, это мое предвидение, основанное на опыте расследования всех трагических инцидентов, которые имели место с нашими военными в Ираке. Я убежден, какими бы ни были причины, виновен ли кто-то из командиров, или никто не виновен, а просто обстоятельства так сложились, Украина не должна проявлять лихорадочность в постановке вопроса о возможном прекращении миссии. Это было бы легче всего. Я думаю, что на завтрашнем заседании РНБО не должен стоять вопрос о том, что Украина должна или сократить численность украинского контингента, или прекратить эту деятельность в Косово.

К сожалению, такие миротворческие миссии сопровождаются неприятными вещами, и опять же, к сожалению, такие инциденты случались не только в Ираке, где была наиболее опасная ситуация для наших миротворцев, а также в Сьерра-Леоне, Либерии. Но не думаю, что стоит сравнивать. Следует отметить, что участие нашего контингента в Косово не связано с признанием или не признанием Косово.

А относительно заключений, то, в первую очередь, не нужно паниковать ни в дискуссиях с оппонентами, ни самому Луценко во время выяснения причин. В общем, я считаю, что не следует комментировать этот инцидент до выяснения всех нюансов, до возвращения в Украину и отчета перед Президентом. Я думаю, что, скорее всего, Луценко будет выступать с докладом на РНБО. По моему мнению, не удастся избежать политических спекуляций со стороны оппонентов украинской власти, в частности в адрес министра внутренних дел. Безусловно, они это используют. Тем более, что в Косово действуют как контингенты под эгидой ООН, так и НАТО.

Но, подчеркиваю, не нужно паниковать, нужно спокойно во всем разобраться. Причем разобраться не только в деталях обстоятельств, почему так много наших миротворцев пострадало, а и в отношениях с руководителями этой миссии ООН. Какие команды от них поступали. Потому что возникает вопрос, нужно ли было использовать миротворческую структуру для освобождения помещения суда. Здесь есть проблема. Я не знаю всех деталей, но мне кажется, здесь есть вопросы относительно того, что именно входило в обязанности нашего контингента и какие действия они выполняли, когда пострадали. Может это было за пределами нашего статуса там. К сожалению, такое бывает. С другой стороны, здесь есть проблемы в отношениях с Сербией. Не знаю почему, но до сих пор со стороны Сербии только одна политическая партия высказала сочувствие. А официальный Белград никаким образом его не выразил. Я думаю, что в этом смысле стоило бы разобраться глубже. Кроме того, безусловно, нужно четко и очень серьезно проверить, что предписано нам и согласовано с нами относительно функций нашего контингента в Косово.

Одним словом, следует очень спокойно и подробно разобраться и в действиях командиров, и в соответствии статуса миротворческого контингента, и в отношениях с руководством самой миссии. Я думаю, что здесь нужно также разобраться, какое взаимодействие было между контингентом по линии МВД и небольшим контингентом наших военных. Как они в этом плане взаимодействуют и вообще, как продвигалась акция, какие были предусмотрены мероприятия по безопасности.

Подытоживая, хочу отметить, что украинской стороне следует сделать серьезные квалифицированные заключения. А с политической точки зрения, я вообще посоветовал бы не нагнетать этот вопрос до завершения заседания РНБО. И только тогда создавать брифинг.

Анатолий ЗЛЕНКО, экс-министр иностранных дел Украины:

— Мы должны более тесно согласовать наши позиции с командованием натовских сил KFOR в Косово для того, чтобы усилить безопасность не только нашего контингента, но и в целом контингента KFOR. Изучение всех обстоятельств инцидента должно способствовать тому, чтобы в будущем предотвращать подобные инциденты. После ввода нашего контингента в этот регион мы взяли на себя определенные обязательства. Естественно, мы должны их придерживаться. Если ситуация будет чрезвычайно угрожающей для жизни и безопасности нашего персонала, тогда должны быть изучены все обстоятельства и приняты соответствующие решения. Но мы должны придерживаться взятых на себя обязательств. Входя в Косово, мы же не говорили, что там будет все тихо и мирно. Нам следует быть готовыми к повороту ситуации в любом направлении. На то и существуют миротворческие операции.

Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:

— Инцидент в Косово действительно открывает дискуссию о роли наших миротворцев в мире, обеспечении ими позитивного имиджа Украины и об их социальных условиях и рисках для жизни. Что сегодня продемонстрировано гибелью одного украинского милиционера. Мы должны выразить сочувствие семье и оказать почет тем людям, которые далеко за границей защищают национальные интересы Украины.

Что касается миротворческой миссии в Косово, то здесь Украина является очень серьезным контрибутором. И эта роль оценена Европейским Союзом, ООН. Сегодня эта миссия приобретает особое значение из-за того, что Украина в вопросе признания независимости Косово не придерживается какой-то одной позиции и, таким образом, является незаангажированной стороной. Поэтому роль наших миротворцев очень серьезно растет.

Сегодня чувствуется, что у граждан Украины нет точной информации о задаче и форме работы, цели и просто об условиях работы наших миротворцев. Очень много путаницы по поводу полицейских сил ООН и миссии KFOR. Эта миссия в Косово существует давно и выполняет четкие функции согласно Резолюции ООН.

Украине нужно сейчас действовать в соответствии с процедурами и механизмами, на которые Украина опиралась в своей миротворческой деятельности уже много лет. Она одна из десяти стран, которые делают наибольший вклад под эгидой ООН в миротворчество в мире. Соответствующая резолюция предусматривает, что в случае экскавации конфликта эта миссия может просто отказаться от выполнения этих функций. Нам нужно действовать, максимально опираясь на объективную информацию и принимая решения коллективно с нашими партнерами по реализации этой миссии. Сегодня существует опасное явление — попытка использования этого инцидента во внутриполитической борьбе Украины. Меня удивило, что с трибуны парламента звучат политтехнологические вещи, а не почтительное отношение к нашим миротворцам. Вопрос не рассматривается комплексно в широком контексте. Это очень опасно. Это как раз те вопросы, которые нельзя политизировать.

Я считаю, что наши миротворцы действуют на основе всех законных решений. Они работают там с риском для жизни, но добровольно и в соответствии со всеми гарантиями, предоставленными украинским государством. Это действительно профессия, связанная с риском для жизни. И те, кто туда едут, это осознают. Это миссия, связанная с риском. Поэтому принимать решение о каком-то выводе украинцев из миротворческой миссии было бы абсолютно недальновидно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать