Ближний Кавказ
Взрыв дома на Каширском шоссе, который произошел в день объявленного президентом России Борисом Ельциным траура, продемонстрировал, какими непредсказуемыми и опасными могут быть последствия новой войны на Северном Кавказе. Хотя такими ли уж непредсказуемыми? Во время чеченской войны полевые командиры именно угрозой террора остановили бомбардировки своей республики российской авиацией — и кто сказал, что они забыли об этом страшном рецепте и не вспомнят о нем, когда бомбардировки возобновятся?
Северный Кавказ давно уже стал «Ближним Востоком» России — со всеми последствиями этого сравнения, с боевыми действиями партизанских частей против регулярной армии и внутренних войск, попытками территориальной экспансии (вспомните попытку палестинцев захватить власть в Иордании и их участие в гражданской войне в Ливане) и террором на «внутренней» территории страны-метрополии. Израильтяне боролись с террором несколько десятилетий — бескомпромиссно и ежедневно, усилиями армии и знаменитого на весь мир «Моссада», однако именно боевые генералы израильской армии (которые в отличие от сегодняшних российских военных побеждали сильного и коварного врага) пришли к выводу, что с врагом следует договариваться, иначе и далее будут похищать и убивать школьников, подкладывать взрывчатку в автобусы. Я, честно говоря, только радовался бы, если бы кто-то из чеченских лидеров — пусть вместе с Ельциным или с Путиным — получил бы Нобелевскую премию мира в обмен на то, что ни один московский дом больше не превратится в коллективную могилу для своих жителей.
Российская же элита решила, что лучше жить с закрытыми глазами, как бы не замечая фактически независимой Чечни, коррумпированного Дагестана, российских контингентов, личный состав которых объективно разлагался на кавказском солнце. А когда прорвало — начали привычно лечить взрывчаткой, как тогда в Чечне. И история начала повторяться, как под увеличительным стеклом: вместо рейда в Буденновск — кирпичные дома, которые рассыпаются, как карточные. Вместо горя в далеком от Москвы Ставрополье — боль здесь, на московских улицах. Российское же руководство, как неумелый хирург, который вместе с больным органом отрезает и здоровые части организма, продолжает повторять: должны адекватно ответить, перерегистрируем гостей Москвы и узнаем, что они тут делают (откуда это у мэра Юрия Лужкова — не с 1933 ли года?). О переговорном процессе на Северном Кавказе, о необходимости наконец определиться относительно статуса Чечни, о необходимости понять настроения дагестанского населения и перестать поддерживать маргинальное руководство республики, самодурство которого, кстати, и отталкивает многих в Дагестане от России, сейчас и речи не идет. Впереди выборы. Элите нужна маленькая победа. Эта элита уже проиграла в экономике, обанкротилась в политике, оказалась неспособной решать кавказские проблемы.
Теперь заложниками ее некомпетентности и властолюбия становятся обычные люди, которые, ложась спать, не знают, проснутся ли они в своих квартирах, до недавнего времени таких безопасных...
Выпуск газеты №:
№169, (1999)Section
День Планеты