Ближний Восток: проблемы и угрозы
Т о, что Америка с готовностью приняла предложенную Ариелем Шароном трактовку этой повторной оккупации как допустимую часть своей глобальной «войны против террора», было не только удивительно, но неправильно и опасно. Помогая лишить легитимности Ясира Арафата и принимая преподнесенную премьер-министром Шароном характеристику израильского захвата палестинских территорий как «самозащиту», американская политика может нарушить моральную чистоту США и ослабить доверие к ним в глазах всего мира. Последствия этого для Ближнего Востока и близлежащих территорий могут оказаться губительными.
Восемнадцать месяцев ожесточенной палестино-израильской конфронтации привели в действие новые движущие силы. Их действие развивалось по предсказуемой схеме, принуждая обе стороны к эскалации конфликта и подталкивая их к полной и окончательной конфронтации. И сейчас весьма сомнительно, чтобы эти силы можно было остановить. Апрельская миссия государственного секретаря Колина Пауэлла была обречена на провал, потому что американская политика не смогла обратить вспять и даже не стала разбираться с причинами ухудшения ситуации.
С палестинской стороны, нынешняя интифада создала молодую гвардию, которая презирает старую гвардию, представляемую Ясиром Арафатом и палестинскими властями. В отличие от членов старой гвардии, которые большую часть своей жизни провели вдали от Западного берега и сектора Газа, молодая гвардия является продуктом местного палестинского общества.
Они не просто моложе, они гораздо образованнее старых лидеров и уверены в том, что лучше знают, как надо бороться с Израилем. Хотя эти две группы разделяют представление о решении палестино-израильского конфликта путем создания двух независимых государств, молодая гвардия стремится к тому, чтобы исключить всякий возврат в старое русло переговоров. Это, по их утверждению, служило укреплению главенствующей роли старой гвардии в политике Палестины.
Получая подпитку от неудачи мирного процесса положить конец израильской оккупации и неспособности старой гвардии обеспечить хорошее руководство, молодая гвардия заключила альянс с радикальными исламистами. И, несмотря на наличие существенных идеологических и политических расхождений с исламистами, молодые националисты надеялись, что этот альянс усилит их влияние на старую гвардию и позволит оказывать больше давления на израильтян.
Поддерживаемый взбешенной и отчаявшейся общественностью, этот новый альянс намерен достигнуть двух целей: 1) сместить старую гвардию организации палестинского руководства и 2) использовать насилие для прекращения 35-и летней оккупации Израилем Западного берега и сектора Газа, используя в качестве модели односторонний уход Израиля из Южного Ливана.
Большинство палестинцев поддерживает насильственные атаки, потому что они верят, что только насилие, а не переговоры может положить конец оккупации. И это насилие разрослось до самоубийственных подрывов бомб, являющихся безнравственными и жестокими актами террора. Согласно широко распространенной среди палестинцев точке зрения, самоубийственные подрывы бомб создают «баланс террора», который может, спустя какое-то время, нейтрализовать превосходство Израиля в огневой мощи. С помощью подрывов бомб самоубийцами оказалось возможным заставить израильтян почувствовать себя уязвимыми, и, как надеются палестинцы, это будет мощным стимулом к окончанию оккупации.
Таким образом, спустя десять лет после начала мирного процесса интифада произвела первые большие изменения в балансе палестинских политических сил, поскольку все больше и больше людей начинают переходить с националистических на исламистские позиции. Поддержка исламистов, которая в 1995 году составляла 15%, к 2001 году удвоилась и составила 30%. Поддержка националистов за тот же период уменьшилась с 55% до 30%. Поскольку 40% населения еще не определилось, к какому лагерю им примкнуть, то еще долго будет оставаться под вопросом, какая из соперничающих сил возьмет верх.
Разрушая созданную палестинским руководством гражданскую инфраструктуру и инфраструктуру обеспечения безопасности, Израиль наносит сильный удар по способности палестинского руководства предоставлять услуги этому «сражающемуся за место под солнцем» населению. Исламисты, по-видимому, добьются дальнейших успехов. Националистически настроенная организация молодой гвардии, серьезно пострадавшая во время апрельской оккупации, теперь, скорее всего, восстановит свое влияние на палестинскую политику. В долгосрочном плане испытанию будет подвергнута способность националистического движения быть ведущей силой.
Со стороны Израиля, энергию новым движущим силам придает потеря уверенности общественности в мирных намерениях палестинцев. По этой причине Израиль избрал руководство, придерживающееся твердой линии в отношении Палестины. До тех пор, пока израильтяне будут чувствовать угрозу, они будут склонны выбирать лидеров, предпочитающих решать проблемы безопасности Израиля военным путем. Это может привести к длительной повторной оккупации палестинских территорий.
В отличие от президента Буша и премьер-министра Шарона, большая часть мира видит отчетливую разницу между проводимой Америкой войной против Аль-Каиды и войной Израиля против Палестины. США никогда не оккупировали Афганистан, а Израиль оккупирует палестинскую землю. В случае Осамы бен Ладена повсеместное проклятие вызывают не только его методы, но и причины, по которым он совершал свои деяния. В отличие от бен Ладена, причины палестинцев получают практически повсеместную поддержку среди арабов и мусульман.
В то время как Америка обнаружила, что многие арабские и исламские страны хотят поддержать компанию США против Аль-Каиды, ни одна из этих стран не поддерживает военных действий, в которых насилие Палестины в ответ на израильскую оккупацию приравнивается к террору Аль-Каиды. Если случится так, что усилия Израиля по превращению этого сравнения в нечто правдоподобное увенчаются успехом, то это может внезапно превратить легитимную глобальную войну против террора в войну против арабов и мусульман, и в действительности — в войну против ислама, а именно такой войны администрация Буша всячески стремится избежать. Если это случится, то Шарон достигнет успеха там, где бен Ладен потерпел провал.
Проект Синдикат для «Дня» Халил ШИКАКИ — директор Палестинского центра политических исследований и опросов.
Выпуск газеты №:
№85, (2002)Section
День Планеты