Большие европейские гонки
Эксперты «Дня» — о возможных последствиях волеизъявления 400 млн избирателей для будущего ЕС и Украины
Вчера Великобритания и Нидерланды первыми из стран евросообщества начали голосование на выборах в Европейский парламент. В пятницу будут голосовать в Ирландии и Чехии, в субботу европейские выборы пройдут в Словакии, Латвии и на Мальте. Остальные страны — а именно 21 — проголосуют в воскресенье 25 мая. В этом году к избирательным урнам приглашены более 400 млн европейцев.
Победу на этих выборах пророчат правоцентристской Европейской народной партии во главе с бывшим премьер-министром Жан-Клодом Юнкером. Согласно прогнозам, она получит 217 мест в 736 местном парламенте, а ее главный конкурент — Социал-демократическая партия во главе Мартином Шульцем — получит 201 место. Кстати, именно эти два политика претендуют на должность президента Европейской комиссии.
По итогам выборов 2009 года, эти партии имели соответственно 264 и 185 мандатов в Европарламенте.
Скорее всего, эти две ведущие политические силы и в дальнейшем будут определять политику Европарламента, однако беспокойство у многих вызывает рост популистских и националистических партий в некоторых старых странах Европы. В частности Партия независимости Британии, согласно опросам британцев, может обойти на выборах и лейбористов, и консерваторов, и получить около 30% голосов. Эта партия имеет достаточно большую популярность среди британцев за призывы к выходу Британии из Евросоюза и к более жесткой миграционной политике. В Нидерландах евроскептики тоже не на последнем месте. Опросы общественного мнения показали, что одним из фаворитов является Партия свободы Герта Вилдерса. В новом составе Европарламента он стремится сформировать совместную фракцию с другими евроскептиками, чтобы, по его словам, разрушить ЕС изнутри.
Партия «Европа за свободу и демократию», в которую входят вышеназванные евроскептики, согласно прогнозам, рассчитывает на 40 мест. И это для ультраправых было бы необыкновенным успехом.
«День» обратился к европейским экспертам с просьбой прокомментировать значение нынешних выборов в Европарламент на фоне роста популярности в некоторых странах крайних партий, которые выступают за роспуск Евросоюза.
«МЫ УВИДИМ БОЛЬШЕ НАЦИОНАЛИЗМА, ВОЗМОЖНО, ДАЖЕ РАСИЗМА»
Ролан ФРОЙДЕНШТАЙН, заместитель директора Центра европейских исследований, Брюссель:
— Первый вызов заключается в избрании Европарламентом Еврокомиссии, которая будет способна продолжать реформировать Европейский Союз. А это, прежде всего, означает конкурентоспособность, выход из кризиса и возвращение евросообщества на путь экономического возрождения и обеспечения устойчивого развития. Я не говорю о реформе Лиссабонского договора, а о ежедневном улучшении нашей экономической деятельности.
Во-вторых, это первые выборы, когда проходят непрямые выборы президента Европейской Комиссии. И мы надеемся, что демонстрация лиц политиков с их программами побудит больше людей голосовать. Потому что у нас постоянно происходило снижение явки избирателей после первых выборов в Европарламент с 1979. Мы надеемся, что основные кандидаты Мартин Шульц от социал-демократов и Жан-Клод Юнкер от консерваторов изменят атмосферу и дадут людям более четкое представление, чем в действительности является европейская политика. Поэтому рост явки на этих выборах является второй важной целью.
В-третьих, в последние годы мы замечаем рост популистских и националистских движений левых и правых во многих странах-членах ЕС. И после этих выборов мы можем твердо предположить, что больше четверти членов Европейского парламента займут представители этих партий. Поэтому мы увидим больше национализма, возможно, даже расизма. Мы увидим больше глупых комментариев в Европарламенте. Но с другой стороны, я не думаю, что это серьезно повлияет на законодательную работу парламента. И в дальнейшем мы будем наблюдать, что ведущие партии сохранят большинство. И поэтому популизм является опаснее в самих странах его происхождения, чем в Брюсселе.
Поэтому я отмечаю три пункта: возвращение экономического восстановления, увеличение явки на выборах и уменьшение расхождений между гражданами в противостоянии национализму и популизму.
— Какие факторы влияют на рост популизма и национализма?
— Конечно, экономический кризис усугубил проблемы, но кризис не является причиной роста популизма. Главным образом, рост популизма, на мой взгляд, объясняется тем, что европейцы имеют проблему с глобализацией. Большинство этих движений на самом деле являются полностью антиглобалистскими. Они хотят вернуться обратно в Золотую эру государств-наций, которая, очевидно, никогда не существовала. Их главное поведение — возмущение и протесты против того, что происходит. Многие люди не довольны. Они не довольны экономическим положением, они обеспокоены вопросами своей идентичности, национальной и региональной. И эти партии как раз используют это недовольство. Они пользуются возмущением людей. Думаю, что такие партии будут существовать и в будущем, но не будут расти. И, чтобы остановить этот рост нужно, прежде всего, справиться с экономическим кризисом.
— А что вы скажете о роли России в поддержке крайне правых и левых партий?
— Путин поддерживает эти партии. И это очень важно подчеркнуть. Если нашими друзьями являются люди, как Гарри Каспаров, то друзьями Путина в Европейском Союзе является Мари Ле Пен во Франции, Вильдерс в Нидерландах. Россия стала авторитарным государством с идеологией евроазийства, которая имеет сильные элементы фашизма. А россияне обвиняют нас в поддержке фашизма в Киеве. Я думаю, что это смешно. Россия сейчас живет за счет того, что отвергает Запад, а также игнорирования таких универсальных ценностей, как терпимость, свобода слова, индивидуальные свободы. Я думаю, что наконец Путин сбросил маску и мы знаем, с кем имеем дело.
— А можно ли ожидать какого-то изменения в отношении нового парламента к Украине?
— К сожалению, будет больше несогласия. В парламенте будет много радикальных партий, которые будут или заявлять, нам все равно, что происходит в Украине, или открыто поддерживать Путина и сепаратистов на Востоке Украины. Но общая тенденция в Европарламенте, направление, которое будет занимать большинство, не изменится.
«ПОДДЕРЖКА УКРАИНЫ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ»
Мариус ЛАУРИНАВИЧЮС, старший аналитик Центра Восточноевропейских исследований, Вильнюс:
— Никаких особых угроз от нового состава Европарламента я не вижу. Да, многие говорят о том, что силы, которые иногда откровенно высказываются за развал Евросоюза, увеличат свое влияние на Европарламент. Но, я не думаю, что их влияние будет решающим. Все равно абсолютное большинство будут иметь те же самые силы, что и в этом парламенте: две главные фракции консерваторы и социал-демократы.
Известно, что центробежные силы в Европе усиливаются. И эти выборы это еще раз продемонстрируют. Действительно, эту проблему Евросоюзу нужно решать. Однако, она напрямую несвязанна с этими выборами.
— И где искать корень этой проблемы: национальные правительства или Брюссель?
— Главная проблема в том, что население всего ЕС не готово к темпам интеграции, предложенной правительствами стран-членов ЕС. Люди просто не готовы к такой интеграции и потому эти тенденции все время усиливаются.
Очень мало людей в Евросоюзе сейчас думает в категориях, что они в первую очередь граждане ЕС, а не граждане Франции, Германии или других маленьких стран. Для них гражданство ЕС второстепенно. Этот разрыв: народ смотрит в одну сторону, а политические элиты в другую — усиливается. Многие политики успешно пользуются ситуацией, что народ не готов к интеграции.
Формально все это напоминает ситуацию с Италией, когда была создана страна и была поставлена задача воспитать итальянцев. В Европе существует согласие: мы хотим быть в Евросоюзе, но мы хотим быть пока еще разными и наша национальная идентичность намного сильнее нашей общей идентичности.
Что касается выборов председателя Еврокомиссии. Хорошо, что это непрямые выборы. Если следовать тенденциям или мнением народов ЕС, тогда лучше всего было б, чтобы это был союз государств, а не то, что правительство ЕС важнее, чем правительство этих стран.
Если говорить об усилении конкурентоспособности ЕС после этих выборов, то, действительно, хорошо, что Европарламент усиливает свое влияние. Но, даже после этих выборов влияние Европарламента на все процессы Евросоюза не будет таким, чтобы изменить что-то в коренном смысле. Даже состав Европарламента не будет менять Евросоюз. Да, в ЕС существуют проблемы в плане конкурентоспособности. И не признавать это было бы ошибкой. Но я очень сомневаюсь, что это решит тот или иной состав Европарламента. Ведь главные решения в Евросоюзе принимают не евродепутаты.
— Каких можно ожидать изменений в отношениях ЕС с Россией после избрания парламента, в котором будет больше крайне правых и крайне левых?
— Националистические силы и те, кто выступает против евроинтеграции, многие из которых имеют хорошие отношения с режимом Путина, усилят свое влияние в Европарламенте. Это значит, что будет намного больше шума. Именно шума. Может намного больше всяких заявлений в поддержку России. Но, в конечном счете, ничего не изменится, поскольку не они принимают решения.
— А видят ли в Европе связь между режимом Путина и правыми в Европе, которые его поддерживают?
— Я не думаю, что многие в самой Европе это понимают. Более того, я не думаю, что кто-то в Европе это серьезно исследует. И для меня эта тенденция очевидна. Режим Путина с самого начала следовал принципу: разделяй и властвуй. Больше всего он концентрировал внимание на разделении самых членов ЕС. Сейчас режим Путина начал другую фазу: разделения общества в самих странах Евросоюза. Да, этим россияне занимаются и, по-моему, успешно. Вот такого понимания исследования этого явления и потом уже мышления о том, как этому противодействовать в Европы, я пока не вижу.
— Будет ли новый Европарламент таким же благосклонным к Украине, как нынешний?
— Тут тоже ничего не изменится. Да, силы, о которых мы уже говорили, усилят свое влияние. Они могут иначе подходить к отношениям с Украиной. Но, они не будут иметь решающего влияния. Думаю, поддержка Украины в самом Евросоюзе будет только усиливаться особенно, если Россия будет и дальше демонстрировать свою агрессивность.
Выпуск газеты №:
№92, (2014)Section
День Планеты