Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Большой блеф?

Лондон может заблокировать проект Европейской Конституции
26 ноября, 00:00

Лондон впервые со времени исторического саммита в Ницце намекнул, что может заблокировать проект Европейской Конституции, который должен обсуждаться в конце недели министрами, а потом, 13 декабря — уже на уровне подписания соглашения о принятии документа. Британская пресса, информационные агентства ссылаются на заявление одного из анонимных высокопоставленных представителей кабинета Тони Блэра, который заявил, что достижение соглашения о принятии Европейской Конституции «весьма желательно, но не абсолютно необходимо». В комментариях отмечается, что причинами изменения подходов Лондона выступает возможный будущий подход ЕС к вопросам налогообложения, правовой политики. Свою особую позицию Великобритания имеет и по вопросам политики обороны и безопасности, социальной жизни.

Заявление о том, что жить без соглашения о Европейской Конституции можно, прозвучало во время визита в Лондон президента Франции Жака Ширака, при этом обе стороны старательно делали вид, что больших расхождений в позициях двух стран по будущему Европейского Союза нет. Многие, в том числе и в Британии, склонны расценивать «месидж», посланный Лондоном, как стоящий на грани блефа, тем не менее требующий дальнейших уступок от ЕС.

Лондон всегда неодобрительно относился к принципу «интеграции вглубь», вплоть до создания практически федеративного государства в Европейском Союзе, предлагая вместо него принцип «интеграции вширь». Другим проблемным вопросом всегда было все более откровенное нежелание Лондона подчиняться общим регулятивным нормам, разрабатываемым в Брюсселе — даже министры кабинета Тони Блэра, возможно, самого проевропейского за британскую историю, часто утверждали, что брюссельская бюрократия фактически не дает развиваться бизнесу и сдерживает развитие исключительно европейскими рамками.

Сейчас неудовольствие министров кабинета Блэра вызывают не только вопросы налогообложения (Лондон категорически не желает соглашаться на предлагаемые Брюсселем ставки налогов), британское правительство готово также дискутировать по проблемам социальной безопасности, правового сотрудничества, по вопросам взносов в общий бюджет Европейского Союза, о способности королевства самостоятельно определять собственную внешнюю политику (разумеется, в определенных пределах). Это, как пишут британские газеты, правительство Блэра определило в качестве своеобразной «красной линии», за которую заходить нельзя.

Еще Великобритания, в целом с одобрением относясь к созданию Европейским Союзом фактически собственных вооруженных сил в рамках Европейской оборонной инициативы (собственно, именно Лондон вместе с Парижем и выступил автором идеи), категорически отвергает возможность создания в рамках реализации этой инициативы штабов, подразделений оперативного планирования и прочего, что вообще означало бы создание независимой от НАТО структуры. Именно таким было, как можно судить по разным заявлениям, стратегическое направление политики обороны и безопасности Германии и Франции накануне и во время военной операции в Ираке.

Если лейбористы Блэра просто пытаются «торговаться» с Брюсселем, то консерваторы просто ставят критику первой Европейской Конституции в ранг одного из элементов своей будущей кампании. Их тезисы по этому поводу — Конституция подведет черту под тысячелетней историей британской суверенности, создаст европейскую «сверхдержаву» и предоставит весьма много власти «еврократам» в Брюсселе, которых никто не избирал. Консерваторы требуют проведения референдума по этому вопросу — лейбористы считают его ненужным, поскольку базовые отношения между ЕС и странами-членами не изменяются.

В структурах Европейского Союза пока что все воспринимается относительно спокойно. Во всяком случае, действительно, еще есть время, в течение которого можно уладить спор, а основы существования ЕС британский демарш не подрывает.

Кроме того, становится все более очевидным, что это лишь первый признак того, что с момента расширения ЕС до 25-ти стран-членов у нынешних 15-ти появятся уже настоящие проблемы, связанные с вопросами и внутренних рынков, и оборонной политики. Проблемным выглядит и функционирование самого ЕС — его структуры не соответствуют требованиям времени уже сейчас, а просто провести реформы будет слишком мало, понадобится определенное время довольно мучительной адаптации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать