Перейти к основному содержанию

Борис Ельцин отправляет в отставку генпрокурора

Генпрокуратура ищет компромат на Березовского
04 февраля, 00:00

Президент Борис Ельцин внезапно появился в Кремле, и после его экстренной встречи с главой своей администрации Николаем Бордюжей пресс-служба президента сообщила об отставке Генерального прокурора России Юрия Скуратова.

Ельцин направил ходатайство об отставке Скуратова в верхнюю палату парламента — Совет Федерации. Сам Скуратов со вторника находится в Центральной клинической больнице. Представители генпрокуратуры сообщили, что у их руководителя «разболелось сердце».

После сообщения об отставке Скуратова появились и сведения об акции в офисе «Сибнефти». Санкционировал ее заместитель генпрокурора Михаил Катышев, а обыск, закончившийся только поздним вечером был связан с расследованием, начатым после публикации в газете «Московский комсомолец» статьи, в которой Борис Березовский обвинялся в прослушивании телефонных разговоров семьи президента Ельцина с помощью некоей фирмы «Атолл», в свою очередь связанной с «Сибнефтью» и другими структурами Березовского.

Одновременно стало известно о том, что обыски проводятся еще на 20 объектах — в офисах фирм и на частных квартирах. С чем связана столь широкомасштабная операция и почему для обыска в штаб-квартире «Сибнефти» понадобилось присутствие бойцов спецбригады по борьбе с террористами, представители Генпрокуратуры сообщать отказывались.

Похоже, мы стали свидетелями довольно острого конфликта в верхних эшелонах российского истеблишмента. Собственно, о противостоянии Бориса Березовского и премьер-министра России Евгения Примакова было известно достаточно давно: Березовский лоббировал на пост премьера кандидатуру Виктора Черномырдина, был крайне недоволен успехом Примакова и не раз без восторга отзывался о деятельности правительства. Настоящая война началась, когда правительство попыталось уменьшить влияние Березовского на ОРТ. 30 января в аналитической программе «Время» ее вернувшийся в эфир ведущий Сергей Доренко, известный своими добрыми отношениями с Березовским, обвинил Примакова в стремлении перехватить власть у президента с помощью совместного заявления властных структур, проект которого был на днях предложен премьером Федеральному собранию. Без особого восторга отозвался об этом проекте и сам Березовский во время форума в Давосе, а Примаков не удержался от раздраженной реплики в адрес Березовского. И вот — новый ход если не самого Примакова, то по крайней мере фигур, сочувствующих премьеру, — а то, что в силовых структурах немало людей, симпатизирующих бывшему шефу Службы внешней разведки и не любящих Березовского, объяснять не нужно.

Остается пока невыясненным вопрос, какую роль в развитии событий сыграл Юрий Скуратов и почему он ушел в отставку. Говорить о нездоровье генпрокурора не приходится: еще 27 января Скуратов в эфире телепрограммы «Герой дня» канала НТВ рассказывал о новой программе борьбы с преступностью, а на 3 февраля запланировал проведение расширенной коллегии Генпрокуратуры. В отставку Скуратов не собирался. Можно предположить, что решение о его уходе было принято во время празднования дня рождения Ельцина — к президенту в Барвиху приезжали Примаков и Бордюжа, а уже вечером этого же дня Скуратов написал заявление об уходе. Но с акцией в «Сибнефти» к этому моменту все уже было решено. Был ли экс-прокурор противником этого обыска или, напротив, выемка документов в «Сибнефти» была его прощальным решением? Кто был заинтересован в смене генерального прокурора — Ельцин, собирающийся назначить на этот пост более удобного для себя человека, Примаков, рассчитывающий провести на эту должность верного себе «силовика», или Березовский, пытавшийся предотвратить акцию генпрокуратуры или хотя бы ее последствия? Сказалось ли на уходе Скуратова демонстративное усиление экстремистских организаций — прежде всего ошеломивший многих марш неофашистского Русского национального единства (РНЕ) в Москве и не менее ошеломившая пассивность правоохранительных органов?

Можно предположить, что на ряд вопросов ответа не будет никогда. Не так уж часто российская политическая сцена начинает так явственно походить на съемочную площадку для боевика. Не так уж часто ведущие политики не скрывают своих эмоций по поводу друг друга и не стесняются в выборе средств. Очевидно, что были затронуты некие глубинные интересы соперничающих группировок, что ставки в игре оказались столь высоки, что войну решили продолжать на улицах, под объективами телекамер, используя прокуроров и бойцов в масках.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать