Перейти к основному содержанию

Божидар ДЖЕЛИЧ: «Лучшие перспективы у Сербии и Украины»

02 июня, 20:49

Вице-премьер-министр Сербии Божидар Джелич покидал Киев в приподнятом настроении. «Я считаю, что мы можем рассчитывать на Украину в нашей битве за территориальную целостность Сербии», — сообщил он сербскому информагентству ТАНЮГ. По его словам, во время всех встреч с украинскими чиновниками он доказывал, что нанесенный Сербии ущерб повлечет за собой нестабильность во всем регионе. На мой вопрос, насколько удовлетворяет Белград позиция Киева, который до сих пор не объявил о признании независимости Косово, хоть и ни словом не высказался в поддержку сербской целостности, господин Джелич, наверное, принимая во внимание уже проведенные в Киеве разговоры, ответил: «Мы очень благодарны Украине за непризнание независимости Косово-Метохии. Мы благодарны Украине за то, что она удерживает там свое военное подразделение, потому что это очень необходимо. Киев занимает твердую позицию, хотя мы знаем о том давлении, которое оказывают Соединенные Штаты. Но у США свои цели. Косово — это наш сербский Иерусалим. И не ждите, что сербы откажутся от своего Иерусалима. Так же, как палестинцы не откажутся от Иерусалима, как и евреи. Признать независимость Косово значит открыть этот ящик Пандоры».

Джеличу нравится сравнение с ящиком Пандоры — он часто повторяет его в интервью. Как и то ли заверение, то ли предупреждение: «Сербия не будет чьей-то подопытной свинкой». Хотя Джелич и пережил три правительства, он и далее контрастирует с другими высокопоставленными должностными лицами раскованной речью и несоблюдением политкорректности. Так, признание Германией и Францией независимости Косово он публично назвал «шизофренией». Достается от Джелича и так называемым неправительственным игрокам на международной арене, прежде всего, «Международной кризисной группе». Именно она еще несколько лет назад начала кампанию в поддержку самопровозглашения Косово. И известный своим планом отделения края от Сербии Марти Ахтисаари именно из этой группы. Входит в ее состав и Виктор Пинчук.

Многие обозреватели расценили недавнее согласие Сербии на продажу российскому концерну «Газпром» 51% акций государственной нефтяной компании «НИС» как оплату Сербией российской поддержки в вопросе Косово. Джелич объясняет: «Европейцы не позволили нам принять участие в проекте НАБУККО. И мы оказались изолированными. Сейчас Сербия получает газ через Украину и Венгрию. Венгрия выставляет нам жесткие тарифы за транспортировку. Поэтому у нас не было другого выхода. Конечно, мы бы хотели отдать нашу нефтяную компанию «НИС» на тендерной основе, с аукциона. У нас все продается через аукционы. Но россияне выставили свои условия — продать именно им. Иначе газопровод пошел бы через Румынию. Были напряженные торги. Но никаких теневых схем».

В Евросоюзе от этой сделки, понятно, были не в восторге. Чиновники на условиях анонимности к последнему говорили, что надеются на то, что «прозападное правительство» не подпишет соглашение. Но, возможно, эта сделка заставила Брюссель ускорить заключение соглашения с Сербией о стабилизации и ассоциации, которое считают первым шагом для страны на пути к вступлению в ЕС. «Мы смогли показать народу, что действительно имеем европейское будущее, — говорит Джелич. — Я хочу, чтобы до конца года Сербия получила статус кандидата на вступление в ЕС и безвизовый режим для наших граждан в страны Шенгенской зоны». Объявление о подписании соглашения Джелич сопровождал заявлениями о том, что Сербия не уступит Косово в обмен на продвижение в ЕС. Да и само соглашение еще должно быть ратифицировано государствами ЕС и содержать условия для Сербии, прежде всего, полное сотрудничество с Международным трибуналом по преступлениям на территории бывшей Югославии. «Мы уже передали трибуналу 52 человека, — говорит Джелич. — Но несколько недель назад трибунал освободил Рамуша Харадиная, бывшего премьер-министра Косово. Тогда как, а это утверждает Карла дель Понте, бывший прокурор трибунала, он является не только военным преступником, но и главарем мафии. Вы, наверное, слышали о ее новой книге, в которой она подтверждает, что в Косово похитили и убили более 200 сербов, чтобы забрать у них внутренние органы для продажи в западноевропейские клиники. И вот трибунал в Гааге освободил его. Мы хотим, чтобы трибунал наказывал и тех, кто совершил преступления против сербов».

Не секрет, что в случае пропрезидентского большинства после майских парламентских выборов Джелич станет новым премьером страны. Обвинение Гаагского трибунала в предвзятости со стороны сербского высокопоставленного должностного лица — это тоже за пределами европейских норм политкорректности. И спрашиваю господина Джелича, не боится ли он того, что за это вместе с его острой критикой США однажды, как этого бывало в Сербии с другими, его переименуют из «прозападного» политика в «националиста». А такое — почти приговор... Но Джелич готов к такому вопросу: «Знаете, когда речь заходит о Сербии, сразу возникает тень Милошевича... Когда-то как член правительства я голосовал за экстрадицию бывшего президента Милошевича в Международный трибунал в Гааге. Поэтому я не нуждаюсь в уроках, что и как мне делать. Мы делаем все, чтобы привести в порядок нашу демократию, взять под контроль олигархов, побороть коррупцию. И это не просто, вы это в Украине знаете. Я патриот. Я защищаю Сербию. И в то же время я европеец. Формально я имею еще французское гражданство, потому что 20 лет прожил за пределами Сербии. Но я предан своей стране и в то же время открыт миру».

Божидар Джелич говорит на английском с заметными французскими интонациями и акцентом. Оно и понятно. Его личная судьба — пример многих тогда еще югославов, которые в 1970—1980 гг. массово ехали на заработки в Западную Европу. «Югославский сантехник» проторил путь сегодняшнему «польскому», увенчанный даже непритязательными сюжетами немецкой кинопорноиндустрии: сантехник-югослав Жика приходит починить унитаз к фрау Марте, ну, и дальше... В 1973 г. родители привозят восьмилетнего Божидара в Париж. Отличнику в школе и университете Божидару пришлось зарабатывать мытьем посуды. Но он успешно закончил престижную школу экономики и политических наук, уже в США, где получил степень магистра управления бизнесом в Гарвардском университете.

Его наставник экономист Джефри Сакс впоследствии взял его с собой в Польшу и Россию. В официальной биографии Джелича сказано, что он консультировал А. Чубайса. Наверное, последствия «прихватизации» в России и вызвали ощутимое отвращение Джелича к олигархам — и сербским, и украинским.

После низвержения режима президента Милошевича в 2000 г. ему позвонил друг из Белграда: «Оторви свои ягодицы и приезжай, потому что ты здесь нужен». И Джелич приехал за счет отпуска, чтобы стать министром финансов. Он провел успешные переговоры с Международным Валютным Фондом и Мировым Банком о списании большей части долга страны. А за строгие фискальные меры получил прозвище «Боже-Дерикоза».

После отставки в 2005 г. Джелич стал менеджером банка «Кредит Агриколь» и работал в Украине. Он хорошо знает всех политиков и олигархов, кто у кого купил какой банк: «Я довольно хорошо осведомлен о ситуации. И я очень люблю Украину».

Божидар мог бы легко слиться с толпой «синих воротничков» где- то в центре Киева, не выдавая себя ни внешностью, ни деловым костюмом, ни манерами.

Сотрудничество между Украиной и Сербией в сельском хозяйстве Джелич считает наиболее перспективным. Как из-за традиционного большого аграрного сектора, так и из-за растущего спроса и подорожания продовольствия в мире. «Я постоянно здесь в Киеве говорил, что Украина имеет такие же проблемы, как и Сербия. Та же проблема с демократической революцией. Разочарование и раскол между лидерами. Те же проблемы с экономикой. С олигархами. С коррупцией. И такая же история с амбициями на вступление в Евросоюз и НАТО. Но, несмотря на трудности, Сербия и Украина могут стать очень значительными производителями и импортерами сельскохозяйственной продукции. Я очень часто встречаюсь с бизнесменами из Америки, Турции, Германии, и все в один голос говорят мне, что в следующем десятилетии самые большие шансы у Сербии и Украины. Я считаю, что нашим странам сейчас нужна зона свободной торговли. Можно многое вместе сделать».

Еще два года назад Белград послал Киеву проект соглашения о зоне свободной торговли. Теперь Джелич надеется, что это соглашение подпишут в течение следующего года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать