Бразилия, Украина, Россия

Трудно переоценить значение недавних визитов президента Фернанду Энрике Кардозу в Россию и Украину. Упрёк может быть сделан только по поводу того, что визиты эти несколько запоздали. Если бы они состоялись в начале прошлого года, у президента Кардозу был бы в запасе ещё целый год, для того чтобы начать реализацию достигнутых договорённостей. Объявленный на этот же год визит президента Путина в Бразилию должен, между тем, способствовать ускорению процесса их воплощения в жизнь.
Чтобы осознать важность подписанных документов, необходимо принять во внимание то, что в мире явно обозначилась драматическая тенденция сужения доступа стран с ускоренно развивающимися экономиками, подобных Бразилии, к участию в мировых процессах. Глобализация, достигшее гигантских размеров давление со стороны супердержав с целью получения односторонних привилегий и огромное влияние наиболее развитых государств на международные организации — всё это ведёт к установлению мирового порядка, всё больше ограничивающего рамки внешней и внутренней автономии развивающихся стран. Речь идёт о ситуации и о процессах, которые, в силу присущей им внутренней гравитации и под прессом развитых стран, ведут к увековечиванию пропасти между развитыми и развивающимися странами.
Бразилия нуждается в таких условиях, которые позволили бы ей иметь большое положительное сальдо во внешней торговле, для того чтобы уравновесить огромный дефицит в текущих транзакциях, достигающий 20 миллиардов долларов. Бразилия нуждается в доступе к современным технологиям, что реально обеспечило бы её превращение в развитую страну. Исходя из этих и многих других соображений Бразилии необходимо расширять рамки своей внутренней и внешней автономии. Добавим к этому, что для реализации данных задач страна располагает весьма ограниченным временем — не более двух десятилетий. Если к 2020 году Бразилия не сумеет достичь удовлетворительного уровня развития и автономии, она постепенно превратится всего лишь в один из придатков международного рынка, страну с парадным суверенитетом, но фактически управляемую извне.
Именно в этом контексте приобретают чрезвычайную значимость договорённости, достигнутые с Россией и Украиной. Они открывают широкие перспективы в области товарообмена, обеспечивая Бразилии альтернативные западным источники поставок оборудования и технологий и, в то же время, открывая новые рынки для её собственной продукции с высокой добавленной стоимостью, такой как самолёты «Эмбраэр» или передовые технологии нефтегазовой компании «Петробрас».
Особого упоминания заслуживают договоры, предусматривающие использование космодрома в Алкантара для запуска российских и украинских спутников*. Насколько можно судить, данные договоры обеспечивают необходимые механизмы защиты космических технологий, не включая при этом унизительных требований экстерриториальности, содержащихся в аналогичном договоре с Соединёнными Штатами. В отличие от бразильско-американского договора о нераспространении космических технологий, аналогичные договоры с Россией и Украиной не исключают в принципе передачи технологий. В свете этих последних договоров логичными представляются требования существенного пересмотра договора, ранее подписанного с США, или же, попросту, отказа от него.
При всей важности экономического и технологического сотрудничества следует отметить ещё большее значение достигнутого с Россией политического взаимопонимания, позволяющего Бразилии выстраивать отношения стратегического партнёрства с этой великой страной. В сложных условиях, отличающих начало нового столетия и характеризующихся ускорением процесса сжатия жизненного пространства в мире для таких стран, как Бразилия, возможность сохранения и расширения рамок внутренней и внешней автономии зависит от укрепления стратегического треугольника, вершинами которого являются, во-первых, Меркосур — сообщество латиноамериканских государств юга континента с его системой кооперации и свободной торговли; во-вторых, режим тесного политического и экономико- технологического сотрудничества с Европейским Союзом и, в-третьих, формирование отношений подлинного стратегического партнёрства с другими тремя крупнейшими континентальными державами — Китаем, Индией и, в первую очередь, Россией.
Президенты Кардозу и Путин констатировали во время состоявшихся встреч значительное совпадение международных интересов двух стран. Они также отметили важность установления отношений стратегического партнёрства между Бразилией и Россией для достижения ими поставленных целей. Именно с учётом этого следует рассматривать решение бразильского правительства оказать максимальную поддержку России в её стремлении вступить в ВТО и решение России поддержать расширение Совета Безопасности ООН за счёт, в частности, принятия в него в качестве постоянного члена Бразилии.
Взаимопонимание по целому ряду других важных вопросов, в том числе связанных с политикой МВФ и Мирового банка, было достигнуто Фернандо Энрике Кардозу в ходе его переговоров с Владимиром Путиным. Определение Бразилии как «тропической России», принадлежащее, вообще-то, вашему покорному слуге, было использовано президентом Кардозу как нельзя кстати и вполне соотвествовало духу его чрезвычайно успешного визита в Москву.
Статья предоставлена Посольством Бразилии в Украине.
*Так в тексте статьи. На самом деле речь идёт о программах использования российских и украинских ракет. — Прим. переводчика .
Выпуск газеты №:
№28, (2002)Section
День Планеты