Буш призывает к изменению военной стратегии НАТО,
потому что Россия — уже не врагПрезидент Соединенных Штатов — лицо, за которым и в ближайшее время будет оставаться последнее слово в определении основных стратегических направлений мировой политики. Именно его слово будет решающим, в частности, при принятии окончательного решения относительно того, какие именно страны будут приглашены к вступлению в НАТО во время Пражского саммита 21—22 ноября. Исходя из интервью президента Джорджа Буша радио «Свобода» и российским изданиям накануне Пражского саммита и его очередной встречи с президентом России Владимиром Путиным, можно предположить, что одной из этих новых линий будет провозглашение партнерства между Западом в целом и Россией, где не исключается и возможное вступление России в НАТО. В кругах, критически настроенных по отношению и к Вашингтону, и к Москве, эту тенденцию уже назвали «путиноманией» — однако, она все же воплощается на практике. Можно считать примечательным и то, что повышенное внимание отношениям с Россией уделяется во всех последних выступлениях Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, и то, что Европейский Союз официально признает Россию своим ключевым партнером, и то, что во всех этих случаях Украина и важность отношений с ней практически не упоминается.
Для Буша сегодня, накануне Праги, «ключевым вопросом является изменение военной стратегии НАТО. Это начинается с понимания того, что Россия — не враг нам. НАТО больше не нужно стремиться к предотвращению вторжения в Европу Варшавского пакта. В конце концов, сам Варшавский пакт уже не существует. По сути дела медленно, но верно он становится частью НАТО. Нам более не нужен такой менталитет, а нужна военная стратегия, которая будет ответом на подлинные угрозы». Партнерство между НАТО и Россией развивается, по мнению Буша, «очень конструктивно». Это означает, считает президент США, «что нам нужно заявить России, что расширившееся НАТО на ваших границах не представляет угрозы для вас и вашего будущего». И в то же время, если говорить о перспективах вступления Москвы в Альянс — «время покажет». «Из Праги, — сказал Буш, — я поеду в Санкт-Петербург как раз для того, чтобы донести это послание до русского народа. Его смысл: даже после приближения расширившегося НАТО к вашим границам, особенно в таких чувствительных районах, как Балтия, вам нечего опасаться расширения, вы должны его приветствовать, поскольку теперь вы приобретете соседей, которые в отношении вас будут гораздо более миролюбивыми и осознающими ваш колоссальный потенциал. Для России это будет важно услышать».
Президент Буш своим интервью подтвердил тезис, высказанный недавно в Киеве профессором Стенфордского университета Коитом Блейкером, под чьим началом проходило обучение бывшего и нынешнего послов США в Украине и нынешнего советника Буша по национальной безопасности — парадигмой американской внешней политики становится борьба с терроризмом. Буш, в частности, сказал: «в лице Владимира Путина я приобрел хорошего друга в борьбе против терроризма. Он, как и я, понимает, о каких ставках идет речь». Президент Буш указывал и на то, что вина, которую пытаются возложить на Путина из-за гибели заложников в Москве при их освобождении, лежит на террористах. И, кстати, на то, что «русские очень помогли» при принятии резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку.
Можно вспомнить при этом, что последний год критика российской политики со стороны США практически отсутствовала. В качестве аналогии можно было бы привести хрестоматийные примеры того, как в свое время президент США Буш-старший восхищался Горбачевым и рекомендовал украинцам в Киеве не думать о независимости от Москвы.
В то же время призыв Вашингтона к пересмотру военной стратегии НАТО в условиях, когда Россия больше не является врагом — более чем справедлив. Ведь после распада организации Варшавского договора стало нелегко найти ответ на вопрос: а зачем, собственно говоря, существует НАТО, и от кого собирается защищаться расширяющийся Альянс? Как известно, именно на Пражском саммите будет объявлено о трансформации НАТО — от оборонного блока до механизма обеспечения безопасности. Достижение такой цели без участия России, представители которой все еще относятся к планам Запада настороженно, выглядит нереальным. Однако в то же время и признание за Россией — официально или нет — права быть «старшим братом» в регионе, о чем говорят во многих постсоветских столицах, также не способствовало бы объявленной Бушем цели.
Выпуск газеты №:
№213, (2002)Section
День Планеты