«Бывшие»: вместо иммунитета — тюрьма?
Гельмута Коля обвиняют в личном руководстве нелегальным финансированием христианских демократов
Недавно также следствие против бывшего канцлера ФРГ, «отца воссоединения», почетного гражданина Европы, почетного председателя Христианско-демократического Союза (ХДС), депутата бундестага Гельмута Коля. Дело развивалось быстро, драматически и своим ходом — с попытками сказать полуправду и скрыть истину — напомнило полузабытую историю с Моникой Левински, хотя предмет вины немолодого уже Коля совсем другой. Его подозревают в преступном злоупотреблении доверием, что по немецким законам может обойтись штрафом, а может — и 10 годами тюрьмы.
Собственно, следствие шло против Вальтера Ляйслера Кипа, предпринимателя-миллионера, который в свое время был казначеем ХДС. Было подозрение, что не со всех своих миллионов он заплатил налоги — грех большой. Сначала Кип пытался скрываться в других странах, а 5 ноября прошлого года пришел с повинной и заявил, что миллион марок, которые прошли через его руки, он еще в 1991 году честно положил на счет родной партии, и таким образом к ним никакого (налогового) отношения не имеет. Прокуратура просмотрела счета партии (поскольку партии о всех своих доходах и расходах раз в год сдают отчеты председателю парламента) и этого миллиона не нашла. Коль как тогдашний глава партии поклялся, что никакого миллиона он не получал и никакого Кипа знать не хочет. И дело таким образом зашло в тупик.
Тем временем журналисты заинтересовались тем, откуда взялся этот миллион. И оказалось, что в свое время Саудовская Аравия попросила Германию продать ей 36 бронетранспортеров «Фукс». Но Германия об этом даже слышать не хотела: современное вооружение продается почти исключительно только партнерам по НАТО. Но к делу подключился бывший разведчик из БНД Шрайбер, и правительство сразу же cменило гнев на милость и бронетранспортеры отправило.
Так вот миллион марок (наличными, в чемодане, в стиле детективных фильмов о русской мафии) передавал Кипу на автомобильной стоянке в Швейцарии именно этот Шрайбер! За какие такие заслуги? Не за поддержку ли правящей партией продажи бронетранспортеров Саудовской Аравии? А кто же вам такое скажет!
Коль, которому ненавязчиво задали такой вопрос, 21 ноября назвал такое подозрение «ложью». О миллионе — ни гу-гу. Но уже через несколько дней Кип, которому не хочется самому отдуваться за деньги, которые он не брал, официально заявил, что партийная верхушка была полностью в курсе, куда делся миллион. И опять все внимание обратилось к главе партии, к Колю. Был миллион — и исчез. Так в природе не бывает.
И здесь, как в настоящем детективе, на сцену неожиданно появился Хайнер Гайслер, бывший генеральный секретарь ХДС, который ситуацию объяснил просто: кроме официальных счетов ХДС, в партии были и неофициальные, «черные», которыми распоряжался лично глава партии Коль. Говорят, что Гайслер давно уже недолюбливает Коля, и лучшей минуты, чтобы ему насолить, он выбрать бы не мог. И Колю не осталось ничего другого, как признать, что действительно между 1993 и 1998 годами он собирал некоторые пожертвования для партии и оставлял их на счетах, которые не указывались в официальном отчете партии бундестага. И всего собрал то ли полтора, то ли два миллиона марок. Себе он ничего не взял, а все отдал ячейкам партии на Востоке страны «для поддержки штанов» (что сами ячейки вскоре стали отрицать).
Ну, во-первых, миллион Шрайбера был в 1991 году, а во- вторых, что значит — не учтенные в отчете? По немецкому закону о партиях, они получают государственные дотации в зависимости от набранных на выборах голосов и от собранных пожертвований. Чем больше пожертвований, тем больше дотаций. Если же в отчете какие-то средства не указаны, то по тому же закону партия должна возвратить сумму, которую утаила, и должна быть оштрафована в двойном размере. Таким образом, набегало 6 миллионов марок, которые для такой партии, как ХДС, не являются неподъемными.
Уже к этому моменту против Коля в прокуратуре лежало десять исков, в частности от членов самой ХДС. Один из них, Эккехард Нойгебауэр объяснил прессе мотивы этих исков: «Я не мог поверить, что моя христианская партия является сборищем фарисеев».
Коля небезосновательно обвиняют не только в нарушении закона о партиях, но и в отмывании денег — ведь неизвестно, из каких источников поступали пожертвования. Назвать «деньгодателей» Коль категорически отказался. Почему он скрывает эти имена? Какие еще уголовные махинации прячутся за этим?
Послышались первые голоса о том, что Коля нужно посадить в тюрьму — в процессуальном кодексе есть статья, которая разрешает такое заключение до полугода, чтобы «выжать» из подозреваемого необходимую информацию. Не так давно ее применили к руководителю гэдээровской разведки Маркусу Вольфу, когда тот не хотел назвать имен агентов.
ХДС начал резко терять баллы в опросах общественного мнения, в руководстве, по слухам, началась война сторонников и противников Коля. А избиратель, который и раньше не слишком доверял политическому истеблишменту, только разводил руками: потеряв веру в одних, он не имеет ныне уверенности в том, что другие — лучше. Выбирать просто не из кого.
Торговец оружием Шрайбер, который находится в розыске, заявил на этих днях из своего «убежища»: миллион для Кипа (Коля) — «только увертюра». А как же тогда выглядит все произведение?
Выпуск газеты №:
№2, (2000)Section
День Планеты