Черты новой китайской элиты
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021114/4209-3-1_0.jpg)
В то время, как создается новая команда руководства Китая, внимание мира обращено на преемника президента Цзян Цземиня. Но это неправильно, потому что самым, возможно, важным моментом в недавней китайской истории бума и трансформации было назначение в 1998 г. Чжу Джуньцзи на должность премьер-министра государственного совета, которую некогда занимал Дэн Сяопин. Учитывая очевидную важность этой должности в последние годы, выбор замены г-на Чжу может оказаться еще важнее, чем уход с центральной позиции президента Цзяна.
Еще до того, как стать премьер-министром, г-н Чжу, будучи президентом центрального банка Китая, приобрел известность благодаря тому, что в 90-х годах добился ежегодного роста экономики Китая в размере 8% и был вдохновителем успешной борьбы с инфляцией. Г-н Чжу стал китайским «Джеком Уэлчем», который долгое время был председателем совета директоров и исполнительным директором американского конгломерата «Дженерал Электрик», человеком, который славился своей практичностью, честностью, исключительной искушенностью в мировых делах и настойчивостью в увеличении производительности труда. В самом деле, г-н Чжу прославился еще и тем, что наказывал тех, кто не оправдывал его ожиданий. Будучи мэром Шанхая, он однажды наказал служащих своего туристического бюро: заставил их мыть городские общественные туалеты.
Спустя несколько месяцев после его назначения на должность премьер-министра, г-н Чжу произнес свою речь «Три обещания», в которой он клятвенно пообещал сделать три крупных шага к созданию более энергичной экономики, развивающейся без субсидий со стороны государства. Первым делом он собирался провести ревизию 300000 государственных национальных корпораций, которые все еще вели подавляющее большинство дел в китайском бизнесе и отвечали за большую часть экономической деятельности в стране. Более 70% таких компаний являлись нерентабельными и получали поддержку в виде государственных субсидий.
Точно так же, как в свое время г-н Уэлч, приняв на себя руководство компанией, пообещал «привести в порядок, закрыть или продать» реально не функционирующие отделения «Дженерал Электрик», г-н Чжу пригрозил уволить руководителей китайских фирм, которые будут убыточными более двух лет подряд, а затем либо закрыть эти фирмы, либо продать их. Это заставило национальные корпорации приватизироваться и выпустить свои акции на продажу или позволить себя контролировать руководству провинций; эта перемена оказалась мощным стимулом для внезапной децентрализации китайской правительственной структуры — еще одно важное наследие пребывания г-на Чжу в должности.
Во-вторых, г-н Чжу сказал, что он ликвидирует просроченные ссуды китайских банков и «международных трастовых компаний». Многие из них способствовали спаду в китайской экономике тем, что регулярно ссужали деньги несостоятельным корпорациям. К тому времени насчитывалось уже 245 трастовых компаний, которые имели такие низкие статистики возврата выданных ссуд, что иностранные инвесторы начали полностью избегать Китая. Он сказал, что их реформирование займет лет десять.
В-третьих, г-н Чжу сказал, что он реорганизует центральное правительство и возьмется за одну из самых пагубных особенностей Китая: высокий уровень коррупции в правительственных учреждениях. Он предложит меры, включающие, к примеру, пресечение связей между правительством и организованной преступностью, а также такие меры, в результате реализации которых бюрократам станет труднее брать взятки.
Политики часто дают смелые обещания, но редко выполняют их. Первого июля 2001 г., во время празднования 80-й годовщины Китайской коммунистической партии, г-н Чжу дал оценку проделанной работе. Его оценка своей деятельности за время пребывания в должности была весьма точной и явилась убедительным свидетельством эффективности его руководства.
Г-н Чжу сказал собравшемуся руководству коммунистической партии, что он выполнил свое первое обещание: многие государственные корпорации Китая стали рентабельными частными предприятиями или были закрыты. Тем же из них, которые продолжали функционировать, были даны строгие ориентиры относительно уровня рентабельности, было позволено выбирать людей для найма на работу и добывать деньги на частных фондовых биржах, и эти меры эффективно вытолкнули их в частный сектор экономики в качестве корпораций, чьи акции называют «красными фишками».
Что касается второго обещания, более 50 руководителей кредитно-финансовых учреждений были уволены (за ними последуют и другие), а реформы привели к резкому изменению инвестиционного климата. Вместо оттока начался приток капитала в страну, причем более стремительный, чем когда-либо ранее.
Что касается своего третьего обещания, то его г-н Чжу выполняет с переменным успехом. В то время как количество центрального правительства резко сократилось, и число сотрудников государственного совета уменьшилось вдвое, с 34000 до 17000, коррупция до сих пор остается гноящейся раной. Несмотря на усилия г-на Чжу, противодействие различных группировок из числа членов правительства — особенно на самых высоких уровнях — затрудняет проведение реформ. Тем не менее, реформы Чжу Джуньцзи создали что-то вроде равного игрового поля и правовых норм, от наличия которых зависит энергичное функционирование капиталистической системы. Это политическая законность, не имеющая аналогов в современной китайской истории.
Проект Синдикат для «Дня»
Кеничи ОМАЕ — один из ведущих бизнес-стратегов в мире, президент компании Ohmae & Associates. Был советником многих правительств Японии.
Выпуск газеты №:
№209, (2002)Section
День Планеты