Давайте будем терпеливыми!
Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС?Исходя из сегодняшней перспективы, история Европейского Союза является процессом создания небольших проектов, которые со временем перерастают в усилия огромного масштаба, оказывающие влияние на миллионы людей и их повседневную жизнь во многих странах Европы. В прошлом европейское единство касалось только угля и стали: теперь оно касается общего рынка, общего сельского хозяйства, единой валюты и отказа от проверки на внутренних границах — так называемая Шенгенская зона. Во многих отраслях жизни европейские нации объединили свои ресурсы, чтобы иметь выгоду от широкомасштабного эффекта. Однако до сих пор существуют отрасли, в которых государства-члены ЕС сохранили свой суверенитет.
Наиболее ярким примером является так называемая общая внешняя политика и политика безопасности. Несмотря на амбиции быть среди мировых ведущих игроков, Европейский Союз является практически единственным из них, который не имеет ни универсальной внешней политики, ни армии, которая бы служила «продолжением» его дипломатических усилий. В результате, очень часто, он может использовать только мягкую силу, которая в современном мире имеет очень ограниченную эффективность.
Иногда внешняя политика Европейского Союза бывает успешной, как, например, в определенных местах, куда ссылались полицейские миссии ЕС либо же в ходе оранжевой революции в Украине, когда вся Европа говорила в унисон и делала вклад в мирное решение серьезного политического застоя. Однако это является, скорее всего, исключением, нежели правилом.
Недавний пример, когда посылали европейские силы, чтобы вмешаться в ситуацию в Республике Чад, ярко иллюстрирует недостатки современной внешней политики и политики безопасности в Европе. Прошли недели, пока члены ЕС, которые хотели участвовать в этой миссии, предоставили необходимое военное оборудование: авиатранспорт, вертолеты и полевой госпиталь. Нужно будет даже больше времени, чтобы миссия ЕС стала оперативной. Даже тогда результат миссии не будет предсказуемым.
Не нужно говорить, что Европе нужна настоящая внешняя политика и политика безопасности. Сейчас, однако, это только мечта, которая однажды станет реальностью. Мы, европейцы, идем туда постепенно, маленькими шажками. Сейчас безопасность Европы все еще гарантирует старое доброе НАТО. Это единственный военный инструмент, который есть частично в распоряжении Европы, который доказал свои возможности и полезность в Европе и за ее пределами. В течение длительного времени, любые разговоры об исключительно европейских военных возможностях в противоположность НАТО, является настоящим кощунством. В течение длительного времени у нас не будет ресурсов, не говоря уже о политической воле сделать это. Даже Лиссабонское соглашение, которое, я надеюсь, ратифицируют все члены ЕС в этом году, которое представляет определенные институционные реформы в сфере внешней политики и безопасности, — например, должность де-факто министра иностранных дел ЕС, которому будет помогать внешняя служба, — оставляет единодушие единственным средством разрешения вопросов в Совете Европы. И, таким образом, предоставляет всем государствам-членам ЕС право на вето по всем решениям в сфере внешней политики и безопасности.
Чтобы не звучать слишком пессимистически, что касается будущих перспектив внешней политики и безопасности, я заканчиваю колонку этой недели понятием о том, что Европейский Союз — это прочный процесс. Дальнейшее развитие Общей внешней политики и политики безопасности является неотвратимым. Это всего лишь вопрос времени. Сегодня, чтобы не слишком разочаровываться, мы должны скоординировать наши амбиции и просто быть спокойными.
Выпуск газеты №:
№32, (2008)Section
День Планеты