Демократия в тупике
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040203/417-3-1_0.jpg)
Восемь из десяти стран, вступающих в Европейский Союз в мае 2004 года, до недавних пор находились под властью тоталитарных режимов или были порабощены другим государством. Возвращение правительства, сформированного на основе воли большинства граждан, на протяжении десятилетий казалось несбыточной мечтой в этих странах, как это остается мечтой для граждан Бирмы, находящейся под властью военной хунты.
Демократия, несомненно, добилась успеха во всем мире. В то же время демократия явно начинает терять поддержку людей во многих странах. По итогам опроса «Глобальные общественные отношения», проведенного американским исследовательским центром «Пью Рисерч Сентер» (Pew Global Attitudes Project) в 2003 году, был опубликован список стран, в которых важность выборов признается меньшей частью населения: 28% в Иордании, 37% в России и 40% в Индонезии.
При выборе между демократическим правительством и сильным лидером 70% россиян, 67% украинцев и 44% поляков и болгар склоняются в пользу последнего. (Такой выбор особенно характерен для людей с низкими доходами). Из стран Латинской Америки только в Венесуэле однозначно предпочитают демократию (79%). В других странах Латинской Америки выбор в пользу сильного лидера перевешивает выбор в пользу демократии или же мнения граждан делятся поровну.
Опрос общественного мнения в Израиле показывает, что большинство израильтян предпочитают демократию, но и здесь наблюдается тенденция к понижению. Пять лет назад демократию поддерживали 90% израильтян, сегодня число сторонников демократии составляет 77%. Террористы-самоубийцы, затянувшаяся напряженность в регионе, ослабление надежды на восстановление мира и другие факторы привели к уменьшению поддержки демократии.
В большинстве стран Азии люди по-прежнему верят, что «хорошая демократия» важнее «сильной экономики». Противоположного мнения, однако, придерживаются в демократической Индонезии, где 69% населения предпочитает сильную экономику.
Даже по ряду европейских стран со старыми демократическими традициями прокатилась волна успеха популистских радикальных политических партий, настроенных против меньшинств и иммигрантов, некоторые из которых даже одержали победу на выборах. В других европейских странах, недавно вставших на путь демократии, наблюдается поистине поразительное изменение настроений.
На недавних парламентских выборах в России, прошедших, несмотря на различные замечания, в соответствии с демократическими нормами, партии, проповедующие политическую и экономическую свободу, потерпели тяжелое поражение, в то время как успеха добились партии, демонстрировавшие враждебность по отношению к власти закона и современной плюралистической демократии. На парламентских выборах в Сербии в декабре прошлого года ультранационалистическая Радикальная партия добилась наибольшего успеха, а люди, чьи дела рассматриваются Международным трибуналом по военным преступлениям в Гааге, как, например, Воислав Шешель (основатель и давний лидер радикалов) или Слободан Милошевич, были избраны в парламент страны.
Эти результаты свидетельствуют о серьезной опасности, грозящей молодым демократическим государствам, а также о хрупкости демократической культуры. Но это и вина самих людей, поскольку демократические ценности не функционируют без граждан, т.е. демократия невозможна без демократов.
В связи с этим возникают серьезные вопросы о месте демократических ценностей в международных отношениях, об эффективности действий в поддержку демократии и о том, как правильно понимать демократию. Здесь стоит обратить внимание на три комплексных вопроса.
Во-первых, практически никто не оспаривает утверждение, что демократия способствует миру, но очень мало делается для того, чтобы построить международный порядок на основе демократии и прав человека. Один шаг в этом направлении был сделан в июне 2000 года, когда в Варшаве было создано «Сообщество демократий», объединившее больше половины государств-членов ООН.
Создание этой организации имеет большое значение, поскольку позволило ввести целый ряд критериев, которым должны удовлетворять страны, желающие называть себя демократическими. Организация взяла на себя обязательство наблюдать за поведением государств-членов и, таким образом, создать возможность для координированной поддержки демократического порядка. Более того, члены организации пришли к согласию, что продолжающееся отсутствие демократии во многих странах мира — это позор.
Во-вторых, как показывают результаты опросов общественного мнения, наблюдающееся сегодня ослабление демократической культуры обычно носит форму ностальгии по сильному руководству — а это явный стимул к совершению государственных переворотов. Позор и осуждение со стороны международного сообщества должны использоваться в качестве основного средства предотвращения признания одним демократическим государством законным государственный переворот в другом демократическом государстве. Поддержка демократии и демократизации в любой ситуации, а также требование от демократических обществ отказа от любых оппортунистических выгод, которые может принести поддержка врагов демократии, должны стать принципом международных отношений.
В-третьих, демократия не должна быть сведена к простому уважению решений большинства. На сегодняшний день гораздо более убедительным тестом на жизнеспособность демократии в стране является уважение прав меньшинств, признание верховенства закона и равенства всех граждан перед законом.
В своей речи о демократии, приводимой Фукидидом, Перикл выразил мысль, очень уместную в сегодняшней ситуации: «Руководствуясь терпимостью в личной жизни, мы уважаем закон в жизни общественной; мы подчиняемся всем законам, особенно неписаным, защищающим тех, в отношении которых совершается несправедливость, а также законам, нарушение которых навлекает всеобщий позор». Это древнее понимание эффективности угрозы позора как средства предотвращения нежелательного поведения должно быть использовано сегодня, в противном случае спад демократической волны продолжится и в будущем.
Бронислав ГЕРЕМЕК, бывший министр иностранных дел Польши и бывший лидер блока «Солидарность» в первом посткоммунистическом парламенте Польши, историк и писатель
Выпуск газеты №:
№17, (2004)Section
День Планеты