Демонтаж памяти или сеяние раздора
Польский эксперт: «Тот, кто всячески раскручивает «войну с памятниками», не хочет взаимопонимания между нашими народами»
На этой неделе, 26 апреля, польские националисты, которые в частности представляли так называемое «Национальное движение», разобрали на кладбище села Грушовичи вблизи Перемышля надгробный памятник воинам УПА. До этого этот памятник, состоящий из двух глыб и украинского герба, уже неоднократно осквернялся вандалами. Примечательно то, что эта акция была не рядовым вандализмом, а происходила с согласия войта гмины, главы самоуправляющейся общины Стубно. Полиция их действия проигнорировала.
Стоит отметить отдельную деталь: на глыбах вандалы написали фразу: «Палачам Волыни и Донбасса». Слово «Донбасс» показательно продемонстрировало заинтересованность в таком демонтаже не только польских националистов, но и откровенное участие в этих действиях пророссийских (или российских) сил.
Посол Украины в Польше Андрей Дещица сразу сделал заявление, в котором в частности отметил: «Прежде всего нас возмущает, что демонтаж памятника состоялся таким открытым, провокационным способом. Во-вторых, это произошло накануне мероприятий памяти жертв акции «Висла», а память об этой акции тех, кто погиб или пострадал в прошлом, должна нас объединять, а не разделять.
В-третьих, нас возмущает, что такого рода действия совершаются в одностороннем порядке, а не обсуждаются и согласовываются в рамках существующих двусторонних механизмов».
В свою очередь Председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович распространил заявление своего Института по уничтожению братской могилы воинов УПА в Польше, в котором указывается: «70 лет назад польский коммунистический режим совершил ужасное преступление, которое вошло в историю как акция «Висла». Из собственных домов были выселены около 150 тысяч украинцев, которых расселили далеко от дома, чтобы они ассимилировались и исчезли как национальная общность ... К сожалению, 70-я годовщина трагедии проходит не под знаком примирения и исторического диалога, а становятся очередным поводом для уничтожения следов проживания нашего народа на территории юго-восточной Польши. ... Разрушение братской могилы воинов УПА в Грушовичах является 15-м по счету актом надругательства над местами памяти украинского народа в Польше, совершенным с 2014 года. Эти случаи остаются без рассмотрения польскими правоохранительными органами. Польские власти не восстанавливает уничтоженные памятники. В то же время за тот же период в Украине было совершено 4 акта надругательства над польскими местами памяти, и каждый раз украинская власть в кратчайшие сроки восстанавливала мемориальные объекты в их первоначальном виде, а по фактам вандализма возбуждались уголовные дела».
Институт отметил, что по меньшей мере 105 польских памятников и памятных знаков, построенных на территории Украины в период с 1991 до 2017 гг. остаются нелегальными. Соответственно Институт обратился в Государственную межведомственную комиссию по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий с требованием остановить выдачу разрешений на проведение работ по поиску захоронений и благоустройству польских мест памяти в Украине, а в органы местного самоуправления с просьбой прекратить рассмотрение любых обращений о предоставлении разрешений на установку новых польских памятников и памятных знаков или реставрацию уже существующих.
Заявление, кстати, не требует разрушения уже существующих памятников. Можно сказать, что Институт, делая акцент на исторической справедливости, не перешел границу провокационных призывов.
«История с уничтожением памятника УПА является очень сложной ситуацией, — говорит в комментарии «Дню» польский эксперт по международным отношениям Фонда Йоахима Лелевеля Петр Косьциньськи. — К УПА действительно в Польше многие очень негативно относятся. Такое отношение существует вследствие событий на Волыни. Соответственно с точки зрения этих поляков такой памятник был нелегальным. Для этих людей действительно такой памятник аналогичен памятнику Вермахта. Однако нельзя не учитывать, что такие демонтажи, разрушение или вандализм памятников могут быть российскими провокациями. Что может Россия сделать для того, чтобы поляки стали пророссийскими? Ничего. Поляки не являются пророссийскими. Пророссийских поляков крайне мало. И это историческая объективная реальность. В основном поляки относятся к России отрицательно. Так что же остается у россиян и их «троллей» в интернете? Только использовать антиукраинские настроения среди поляков. И вот такие провокации вполне возможны. Недавно была ситуация, когда на одном кладбище неподалеку от Варшавы поставили памятник представителю группировки «ДНР», который погиб где-то под Донецком. Это была очевидна стопроцентная российская провокация. Потому что невозможно поставить в центре Польши памятник тому, кого поляки совсем не знают. То есть это сделали не поляки, а россияне, для которых очень удобно этот факт раскрутить в СМИ. Так что для россиян очень соблазнительно развернуть между Украиной и Польшей «войну с памятниками». Я видел, как пан Александр Зинченко на своей странице в Facebook написал, что в Украине есть 150 нелегальных польских памятников. Я, например, не знаю, что это за памятники и кто их ставил. Но у пана Зинченко возник вопрос: стоит ли их уничтожать или нет? Я знаю только то, что нам нужно быть в этом вопросе очень осторожными, чтобы «войны с памятниками» не было. Надеюсь, что в Польше власть это понимает. Конечно, существуют исторические проблемы между Польшей и Украиной. Но в этом нет ничего особенного, ведь таких проблем между соседними странами множество по всему миру. Это вовсе не означает, что нужно в современных условиях выдвигать эти проблемы на первый план. Тот, кто всячески раскручивает «войну с памятниками», не хочет взаимопонимания между нашими народами. Его цель — конфликт, война. А памятники очень удобный повод для этого. У нас праворадикальных движений немного, и они не являются многочисленными, но голос их такой громкий, что на них обращают внимание. Причем они действительно направлены на отношения с РФ, за некоторыми исключениями».
Упомянутый позорный случай с демонтажем в Польше памятников УПА, при понимании исторических споров, в очередной раз наталкивает на исторические параллели. Как ни странно, но именно в экранизации Ежи Гоффманом в чем-то шовинистического романа Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», в конце указан главный вывод по проблематике отношений между украинцами и поляками. Пока эти два народа воевали между собой, на севере крепла другая империя, которая уничтожила и казачество, и в то время независимость Польши. Вряд ли поляки этого не понимают. Но это еще и хорошо понимает тот же северный агрессор — Российская империя, которая мимикрировала в СССР, а затем в Российскую Федерацию, оставив и усовершенствовав методы оккупации. Основным из этих методов является замечательный принцип — разделяй и властвуй. И памятники в этом случае являются очень удобным красноречиво молчаливым средством сеяние раздора.
Section
День Планеты