Перейти к основному содержанию

Д’Эстен столкнул ЕС и Турцию

13 ноября, 00:00

Выступив с проектом «скелета» новой Европейской конституции, Европейский Конвент, вернее, его глава, бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен одновременно стал инициатором скандала, который еще не преминет сказаться на дебатах о настоящем и будущем Европейского Союза. Д’Эстен на встрече в редакции газеты «Монд» заявил, что «принятие Турции в ЕС будет означать конец Европы». Он аргументировал свое мнение тем, что «Турция не является европейским государством. Около 95 процентов ее населения живет за пределами Европы», и что будучи принятой в ЕС, Турция будет обладать наибольшим количеством голосов. Именно этот фактор, по мнению д’Эстена, и приведет к концу ЕС. В то же время, правда, глава Конвента признал, что «Турция близка к Европе, в стратегическом отношении это важная страна, у нее есть проевропейски настроенная элита, но это не европейская страна и столица ее находится в Азии». И таким образом, д’Эстен предложил Европейскому Союзу заключить с Турцией соглашение о партнерстве и сотрудничестве наподобие того, которое ЕС имеет с Украиной.

Реакция Анкары была предсказуемой — представители только что победивших на досрочных парламентских выборах умеренных исламистов, а также президент страны Неджтет Сезер уже заявляли о своем разочаровании. Однако и Брюссель весьма критически отнесся к идее, высказанной д’Эстеном. Представители Европейской Комиссии дистанцировались от высказываний главы Конвента, из дипломатических источников известно, что эти слова вызвали по меньшей мере раздражение.

Министр иностранных дел председательствующей сейчас в ЕС Дании Пер Стиг Мелле заявил, что «Турция может стать членом ЕС, если будет отвечать всем базовым критериям, предъявляемым к странам-кандидатам на вступление в союз». Дания, по его словам, не согласна с позицией д’Эстена. Как отметил датский министр, вопрос о будущем приеме Турции в ЕС будет решаться лидерами стран ЕС 12—13 декабря на саммите ЕС в Копенгагене. Возможно, тогда и решится, будет ли названа дата начала переговоров о вступлении Турции в Европейский Союз.

Турция подписала соглашение об ассоциации с Европейскими Сообществами еще в конце 1963 года. С тех пор Анкара, член НАТО с 1952-го года, настаивает на своем праве подать заявку на вступление в ЕС. На саммите ЕС в Хельсинки в декабре 1999 года Турция была признана страной-кандидатом на вступление в ЕС, но без указания даты начала переговоров о вступлении. Брюссель с тех пор неоднократно заявлял, что сначала Турции необходимо привести свою внутреннюю жизнь в соответствие с общедемократическими нормами и справиться с экономическим кризисом. В брюссельских кулуарах многие представители бюрократии ЕС были склонны поддержать стремление Турции войти в ЕС, и в то же время многие были склонны отказать ей в этом праве. На внеочередных парламентских выборах 3 ноября победу одержала умеренно-исламистсткая Партия справедливости и развития, и до, и после выборов заявлявшая о продолжении курса на европейскую интеграцию.

Дипломатические источники утверждают также, что Европейская Комиссия не пойдет на снижение нынешнего уровня отношений ЕС и Турции.

Ситуация будет весьма показательной и для Украины, поскольку она пока безуспешно добивается подписания с ЕС соглашения об ассоциации и вряд ли в ближайшие годы получит статус страны-кандидата. Д’Эстен уже заявлял, что, по его мнению, после вступления в ЕС Румынии и Болгарии (их вступление пока отложено) на расширении Союза следует поставить точку. Эта точка зрения некоторыми политиками и чиновниками ЕС оспаривается, некоторыми — нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать