Для развития нужно больше
Крым, Донбасс и общая политическая воля в контексте председательства Канады в Группе Семи в 2018 годуЯ хорошо помню, как в 2015 году завершалась напряженная переговорная работа между Украиной и Канадой над проектом соглашения о зоне свободной торговли.
В те дни вместе с Послом Канады в Украине паном Романом Ващуком мы чувствовали себя не только дипломатами, но и настоящими спасателями из службы чрезвычайных ситуаций.
Оба мы хорошо понимали стратегическое значение этого документа.
И при этом не менее хорошо знали «боевой нрав» экспертов обеих сторон: иногда профильным специалистам бывает нелегко найти общий язык.
Переговоры были непростыми. С нашей стороны их твердо проводила Наталья Никольская - торговый представитель и заместитель министра экономики Украины. На завершающем этапе переговорная группа почти ежедневно контактировала с Премьер-министром Арсением Яценюком. Наконец, этот изнурительный период завершился подписанием финального рабочего документа в Оттаве в июле 2015 году во время встречи Яценюка и главы канадского правительства Стивена Харпера...
Безусловно, обе стороны были солидарны в этом важном деле.
Нас объединяли ценности, интересы и новые перспективы. Но решающее значение, на мой взгляд, сыграла взаимная политическая воля.
Политическая воля очень нужна и сегодня.
Отношения с Канадой имеют для Украины особое значение.
Большое украинское присутствие в Канаде - это наше знаменательное двустороннее преимущество. Но было бы неправильно сосредотачиваться только на этом важном преимуществе. Или возлагать на это избыток ответственности.
Канада - это весомый глобальный актер.
Канадская модель жизни и само отношение канадцев к жизни является примером и стимулом для многих народов мира - как для наведения внутреннего порядка, так и для реализации здравомыслящей, грамотной и одновременно принципиальной внешней политики.
В основе внутренней и международной политики Канады стоят ценности и принципы. Это очень много значит.
С 1 января 2018 Канада начала годовое председательство в одном из самых влиятельных мировых объединений - Группе Семи. Это - неформальный клуб семи наиболее развитых демократий и экономик мира, которые вместе с руководством Европейского Союза сосредотачивают свое внимание на ключевых мировых проблемах.
Президентство в Группе Семи Канада посвящает нескольким приоритетам. Среди них - задачи глобального экономического роста, подготовка к тем сферам деятельности, которые человечеству готовит будущее, продвижение темы гендерного равенства, международное взаимодействие по проблемам климатических изменений, океанов и экологии.
В числе избранных пяти приоритетов правительство Канады выделяет сферу, которая имеет жизненно важное значение для Украины.
Это - вопрос глобального мира и безопасности.
Как я понимаю логику избранных приоритетов, сквозной темой канадского председательства в Г7 является жизнь человека: права человека, свобода, благосостояние, подготовка к новой цивилизационной эпохе и одновременно ответственность за влияние человека на жизнь планеты.
На мой взгляд, председательство Канады в Группе Семи - это уникальная возможность обострить глобальное внимание к агрессии России против Украины по гуманитарной перспективе, а значит, через призму масштабного нарушения российским агрессором прав человека на оккупированных территориях в Крыму и на Донбассе.
Президентство Канады в Г7 приходится на 50-летие Договора о нераспространении ядерного оружия, которое будет отмечаться в этом году.
Весь мир с большой тревогой наблюдает за невиданным доселе обострением проблематики ядерного оружия.
Как известно, Украина добровольно лишилась третьего в мире ядерного потенциала и таким образом сделала уникальный вклад в дело международного мира и безопасности. Агрессия России против Украины, поэтому, имеет универсальное и особенно опасное измерение.
Мы все надеемся, что в 2018 году российский конфликт против Украины по крайней мере не будет обостряться.
Без иллюзий надеемся, что совместное международное давление принудит Россию к миру.
Дело миротворчества приобретет принципиальное значения.
Но это не панацея.
Одних миротворческих усилий, к сожалению, будет недостаточно без рассмотрения и решения двух других стратегических вопросов - коллективных гарантий безопасности Запада для Украины и преодоления катастрофических последствий агрессии России против нашего государства и определения масштабов ответственности агрессора.
Находясь в Киеве, Министр иностранных дел Кристина Фриланд подтвердила исключительный вес, который предоставляет Канада защите независимости и территориальной целостности Украины.
По моему убеждению, в рамках председательства в Группе Семи правительство Канады имеет все возможности, чтобы стать влиятельным инициатором новых усилий для восстановления мира и безопасности в нашем регионе, защиты международного права на примерах Украины и других государств, подвергшихся покушениям со стороны России, и обороны прав человека на оккупированных украинских территориях.
Международная практика предусматривает различные формы привлечения мирового внимания к сложным и опасным проблемам и угрозам.
Стоит подумать, чтобы в 2018 году под эгидой Канады начать новую международную площадку для обсуждения, рассмотрения и, следовательно, распространения правды о состоянии соблюдения прав человека в захваченном Россией Крыму и на оккупированной части Донбасса - о масштабных преследованиях людей, политических и национальных репрессиях, притеснениях крымских татар, украинцев и других национальных сред, подавлении свободы слова, выбора и вероисповедания.
Суть такого замысла - это привлечение мирового внимания к невысказанным и часто мало известным миру человеческим страданиям вследствие агрессивной политики России и ее покушения против цивилизованного мирового устройства.
Такая форма работы не противоречила бы существующим переговорным форматам или средствам консолидированного международного давления на Россию.
Наоборот, она дополнит совместные усилия для восстановления в нашей части Европы справедливости и уважения к человеческому достоинству.
Такой подход также позволит преодолеть искусственное разделение тем оккупации Крыма и Донбасса.
Природа оккупации - одна. Суть нарушений прав человека - одна. Агрессор - тот же.
И рано или поздно агрессор должен нести ответственность за свои преступления.
С января 2018 в составе Совета Безопасности ООН начинает работу новый непостоянный член - Польша. Сочетание этих двух важных возможностей - председательство Оттавы в Группе Семи и участие Варшавы в работе главного органа ООН, который несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности, - открывает важные перспективы.
Не раз приходилось слышать слова многих дипломатов о необходимости более широкого привлечения партнеров Украины к делу мирного урегулирования.
На мой взгляд, идея о создании международной гуманитарной площадки по проблемам прав и свобод человека на оккупированных украинских территориях Крыма и Донбасса может стать дополнительным инструментом нашего сотрудничества и открыть международному сообществу новые свидетельства преступлений Кремля против мира и безопасности в Европе.
Замораживание конфликтов начинается с замораживание внимания к остроте проблемы.
Замораживание войны против Украины и других государств региона, совершенных Россией, началось с преобразования переговорной работы в непреодолимую трясину.
Человеческое достоинство не позволяет замалчивать преступления.
Защита общих ценностей требует творческой и упорной работы. Нужно искать новые формы и инициативы.
Украину, Канаду, Польшу и многие другие государства мира объединяют единые демократические ценности, принципы и интересы.
Но для развития нужно больше.
В 2018 году нам очень нужна взаимная сильная политическая воля, чтобы действительно двинуться к такому желаемому миру и безопасности.
Section
День Планеты