Дунай объявили безопасным для судоходства
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011129/4219-3-2_0.jpg)
Дунай, серьезно пострадавший от бомбардировок Югославии авиацией НАТО в 1999 году, объявлен безопасным для судоходства. Дунайская комиссия заявила, что река очищена от обломков разбитых бомбами мостов и других объектов, пораженных в результате авиаударов НАТО. Большую часть затрат по очистке Дуная взял на себя Европейский Союз. Стоимость работ составила $25 миллионов. Достать со дна реки все попавшие в нее неразорвавшихся снаряды, по словам специалистов, смогут только к осени следующего года. Однако, как сообщает Би-Би- Си, ожидается что уже в ближайшее время количество кораблей, проходящих по главной водной артерии Европы, значительно возрастет.
Дунайская комиссия также договорилась с югославскими властями о постепенном снижении платы за проход судов по Дунаю и об улучшении графика работы понтонных мостов в Югославии. Судоходные компании жаловались, что Югославия установила слишком большие сборы за использование понтонного моста в городе Нови Сад. Недавно удалось договориться, что с 1 января 2002 года мост будут разводить два раза в неделю, а с марта — три раза в неделю. Платить за проход капитанам судов надо будет меньше — 1 немецкую марку за тонну, а не 3, как раньше. А через два года, когда починят разрушенный авиацией НАТО стационарный мост в Нови Саде, понтонную переправу демонтируют.
Украина кровно заинтересована в налаживании работы дунайского водного пути. Украинское Дунайское пароходство за годы югославского конфликта потеряло более $600 миллионов, а «Укрреречфлот» после начала бомбардировок Югославии понес убытки на $19 миллионов. Кроме того, в Киеве рассматривают возможность строительства глубоководного судоходного канала Дунай — Черное море в украинской части дельты реки. Правда, против этого проекта протестуют экологи, так как канал предполагается рыть на территории Дунайского биосферного заповедника. Недавно Россия предложила странам ЕС создать международный водный транспортный коридор Волга — Дон — Дунай с выходом на морские линии Каспия. Как сообщал Инфтерфакс, по данным экспертов Росречфлота, с открытием этого маршрута появится возможность ежегодно транспортировать по воде до 15 млн. тонн грузов. А в дальнейшем предполагается создать большое транспортное кольцо на основе использования водных трасс Невы, Волги, Дона, Майна, Рейна, Азовского, Черного и Балтийского морей с годовым объемом грузоперевозок в 90 — 100 млн. тонн. В Москве полагают, что российские судоходные компании имеют реальную возможность лидировать при организации грузоперевозок по этим маршрутам.
Что касается Украины, то на прошлой неделе премьер- министр Анатолий Кинах на заседании глав правительств стран — членов Центральноевропейской инициативы выступил с рядом предложений по формированию Седьмого Паневропейского транспортного коридора, к которому относятся Дунайский внутренний водный путь, канал Черное море — Дунай, дунайские ветви Килия и Сулина, внутренние водные пути между Черным морем и Дунаем, каналы Дунай — Сава и Дунай — Тиса, а также соответствующие портовые инфраструктуры, расположенные в этих водных путях.
Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Выпуск газеты №:
№219, (2001)Section
День Планеты