«Дважды по двадцать пять»
Граждане ЕС отдают предпочтение евроскептикам![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040612/4101-3-1_0.jpg)
В странах Европейского Союза начались выборы в Европейский парламент. Их называют «дважды по двадцать пять»: во-первых, сами выборы — двадцать пятые, во-вторых, они проходят в двадцати пяти странах с общим населением больше 340 млн. человек. Выборы стартовали с Великобритании и Нидерландов, вчера они прошли в Чехии и Ирландии, сегодня своих «евродепутатов» выбирают Латвия, Мальта, Италия.
Ожидалось, что первые выборы расширенного ЕС пройдут уже по новой европейской конституции, но этого не произошло: проект конституционного соглашения в конце прошлого года «завалили» Польша и Испания. Конституционные дискуссии все еще продолжаются. Однако расширение ЕС прошло по планам — день официального вступления десяти новых стран-членов подбирался именно с тем расчетом, чтобы «новые» страны-члены успели проголосовать за новый Европарламент. То же, что в Литве вместе с «евродепутатами» будут выбирать еще и президента, — заранее не предусматривалось. Если в Литве накануне присоединения страны к ЕС и выборам в Европарламент произошел европейский прецедент с объявленным парламентом импичментом главе государства, то Польша вступила в ЕС в разгар острого правительственного кризиса, который уже превращается в общеполитический.
Накануне выборов «Евробарометр» выступил с прогнозом, согласно которому выборы, во- первых, пройдут при низкой явке избирателей — самая низкая явка ожидается в Великобритании и Польше (в обеих странах, ожидается, проголосует не более 30 процентов избирателей). Другое существенное отличие этих выборов от предыдущих в том, что в новом составе Европарламента может оказаться довольно много «евроскептиков» — опять же, за счет Великобритании и Польши, а также балтийских стран. Пока что известно, что в Нидерландах явка избирателей составила 39 процентов, а больше всего голосов набрали кандидаты от христианских демократов.
Европейский парламент не является типичным парламентом европейской страны, прежде всего из-за не слишком существенных полномочий. Главной задачей Европарламента считается принятие бюджета ЕС, который будет вносить Совет министров Союза. Европарламент также утверждает новый состав Европейской Комиссии. Обе эти его функции заставляют следить за выборами и достаточно далеких сейчас от «европейских» перипетий не слишком многочисленных украинских наблюдателей — ведь, во-первых, от того, какой бюджет будет принят, будет зависеть, какие программы и в каком объеме ЕС будет финансировать в Украине, как будет выглядеть «новый инструмент» технической помощи ЕС, какими средствами он будет оперировать. Иными словами, речь идет о практическом выполнении инициативы «Расширенная Европа» и Плана действий Украина — ЕС, принятие которого ожидается в июле. От того, какой состав Европейской Комиссии будет утвержден, не в последнюю очередь будет зависеть политический климат отношений нового руководства структур ЕС с новым руководством Украины — хотя комиссары при этом будут иметь четко определенные пределы своих полномочий, переступать которые они не смогут. Европейский парламент уполномочен рассматривать проекты правовых актов, внесенных Европейской Комиссией, однако не может принимать их самостоятельно. Это не означает, однако, что слово Европарламента вообще ничего не значит.
Европарламент, как и другие структуры ЕС, основан на принципах «интернационала»: его группы и фракции формируются не по национальным, а скорее по идеологическим признакам. В предыдущем составе Европарламента (626 депутатов) наиболее многочисленной была правоцентристская группа Европейской народной партии и Европейских демократов — она насчитывала 294 члена. Группа партии Европейских социалистов была на втором месте по представительству — 232 депутата. Третьей была группа Европейской либеральной, демократической и реформистской партии — 67 членов. Довольно влиятельной традиционно всегда была группа европейских левых (55 депутатов). Понемногу растет влияние зеленых партий и движений. В новом составе Европарламента будет уже 732 депутата. Среди них, как ожидается, такие известные персоны, как, в частности, нынешний президент Европейской Комиссии Романо Проди. Несколько снизится представительство Франции, Великобритании, Италии — их квота составит по 78 депутатов вместо нынешних 87 ми. У Польши в Европарламенте будет 54 депутата.
Что касается симпатий поляков, то все предвыборные опросы общественного мнения указывали на то, что они распределяются между сравнительно новой политической силой — «Платформа гражданская» и откровенно популистской «Самообороной», которая уж точно не принадлежит к сторонникам более тесной европейской интеграции. Своих представителей в Европарламенте будут иметь также расколовшийся правящий Союз левицы демократической, переживающий глубокий кризис, и откровенно консервативно-антиевропейская Лига польских семей. Не исключено, что в Европарламент будут избраны и представители партии «Право и справедливость», которая имела бы шансы создать правящую правоцентристско-либеральную коалицию с «Платформой гражданской», если бы была серьезно настроена на переговоры. Случай Польши демонстрирует, что даже партия, сделавшая чрезвычайно много для того, чтобы страна вошла в НАТО и ЕС, а именно — Союз левицы демократической — должна не останавливаться в своем развитии, иначе у нее есть все шансы исчезнуть с политической сцены. В Польше, в частности, все чаще говорят о внеочередных парламентских выборах.
В Литве будут выбирать президента, а через месяц — судить экс- президента Паксаса. Кандидаты представляют разные политические спектры, и возможно, разные политические эпохи. Это прежде всего касается Казимиры Прунскене, экс-премьер-министра страны. Кроме нее, на должность президента претендует еще одна женщина — министр социальной защиты и труда Вилия Блинкявичюте. Высоко оцениваются шансы экс-президента Валдаса Адамкуса. Известной фигурой является еще один кандидат — Чеслав Юршенас, исполняющий обязанности спикера Сейма Литвы. Наконец, Пятрас Ауштрявичюс возглавлял литовскую делегацию на переговорах о вступлении в ЕС. Все они говорят о преемственности политики страны, все однозначно выступали и выступают за европейский выбор Литвы. Поскольку она является типичной парламентской республикой, влияние должности президента на политическую жизнь будет зависеть прежде всего от личных качеств нового или новой главы государства.
Выборы в Европейский Парламент можно рассматривать и как своеобразный барометр: в известной степени, они будут свидетельствовать о тенденциях политического развития каждого из обществ, входящего в новый Европейский Союз. Впрочем, было бы показательно, если бы Европарламент действительно был законодательным органом образования, называемого Европейским Союзом. Новый Европарламент, очевидно, в большей степени будет символизировать собой переходную эпоху — между тем ЕС, который вырос из Союза угля и стали и которого уже никогда не будет, и новым, которого еще никто себе не представляет. Особенно с учетом того, что новоизбранным и новоназначенным структурам ЕС в конце года придется решать, сможет ли быть новым членом ЕС Турция, что само по себе может стать мировоззренческой революцией.
Выпуск газеты №:
№101, (2004)Section
День Планеты