Перейти к основному содержанию

Две дилеммы диктатора

Почему наиболее эффективные авторитарные режимы постепенно сами себе копают могилы
20 августа, 10:01

Авторитарные режимы часто пользуются большей общественной поддержкой, чем демократические правительства. Чтобы понять почему это так, мои коллеги и я провели опрос «Азиатский барометр» в 14 азиатских странах в четыре волны в период с 2001 по 2016 годы. Мы выяснили, что авторитарные режимы в реальности страдают от острых краткосрочных и долгосрочных уязвимостей.

Когда респондентов в Китае и Вьетнаме спрашивали о степени их доверия к шести различным государственным институтам, они говорили о «достаточно большом» или «очень большом» доверии в среднем к 4,4-5,3 институтам, в то время как респонденты в Японии и на Тайване доверяли лишь 2-2,6 институтам.

Затем мы задали ещё четыре вопроса с целью выяснить, считают ли респонденты, что существующая форма государственного управления способна решить проблемы страны и, соответственно, заслуживает ли она поддержки народа. Японские, тайваньские и южнокорейские граждане чаще давали ответ «нет», чем «да», в то время как граждане Вьетнама, Китая, Мьянмы, Камбоджи и других авторитарных странах говорили чаще «да», чем «нет».

Принято считать, что подобные результаты объясняются эффектом национализма и уровнем доступа к СМИ. Это верно. Как в демократических, так и в авторитарных системах граждане, заявляющие о гордости за свою страну, обычно чаще говорят о поддержке режима.

Кроме того, более высокий уровень доверия к СМИ позитивно влияет на степень поддержки режима. В демократиях, где выбор прессы разнообразен и где она часто критикует правительство, граждане, больше доверяющие СМИ, с большей вероятностью придерживаются мнения, что понимают причины тех или иных действий правительства. В авторитарных системах, где пресса управляется государством или находится под его влиянием, граждане, доверяющие официальным источникам информации, также с большей вероятностью поддерживают режим.

Но есть два других набора переменных, более неожиданных и указывающих на уязвимость авторитарных режимов. Во-первых, мы выяснили, что экономическое благополучие семьи респондента мало влияет на уровень поддержки режима. Судя по всему, люди склонны хвалить или винить самих себя в том, насколько хорошо или плохо живёт их семья, хотя они и признают, что общее состояние экономики зависит от режима.

Напротив, как в демократических, так и в авторитарных странах граждане придают больше значения роли правительства в обеспечении «справедливости», которая определяется как гарантия равного отношения к богатым и бедным, защита свободы слова и собраний, гарантия доступа к элементарно необходимым вещам (еда, одежда, крыша над головой). Ещё большее значение они придают «эффективности» правительства, то есть его способности бороться с коррупцией, обеспечивать верховенство закона, решать проблемы, которые респонденты считают самыми важными в своей стране.

Все эти данные указывают на краткосрочную угрозу авторитарной легитимности. Авторитарные режимы в большей степени, чем демократические страны, подвержены коррупции, злоупотреблениям властью и катастрофическим политическим ошибкам, вызванным обстановкой секретности и избыточной централизацией.

В демократических странах недовольные граждане могут организоваться и проголосовать. А под авторитарной властью недовольство обычно накапливается до тех пор, пока не начинаются массовые демонстрации, потенциально ставящие выживание режима под угрозу.

Наконец, ещё одна причина разницы в уровне внутренней поддержки авторитарных и демократических режимов связана с культурой. И здесь наш опрос включал список из девяти вопросов для измерения традиционных социальных ценностей, таких как уклонение от конфликтов, почтительное отношение к власти, групповая лояльность вместо индивидуализма. Он также включал группу (так называемую «батарею») из семи вопросов, призванных оценить поддержку базовых либерально-демократических принципов, таких как свобода слова и собраний, независимость суда, разделение ветвей власти.

Во всех (кроме двух) участвовавших в опросе странах люди, поддерживающие традиционные ценности, обычно наделяют более высокой легитимностью режим, при котором они живут, причём вне зависимости от того, какой он — демократический или авторитарный. И есть точно такая же, статистически значимая связь между поддержкой человеком либерально-демократических ценностей и его критическим отношением к власти.

Качество работы правительства и культура играют совместную роль в формировании легитимности режима, и это указывает на долгосрочную дилемму для авторитарных правителей. Для получения высоких оценок за качество работы как демократические, так и авторитарные режимы проводят политику, способствующую модернизации. Но такая политика по определению вступает в противоречие с традиционными ценностями, что помогает объяснить, почему в тех авторитарных странах, которые быстрее всего модернизируются, одновременно быстрее всего распространяются либерально-демократические ценности, особенно среди более молодых, более образованных, городских граждан.

Либерально-демократические ценности (и критическое отношение к правительству) встроены в политическую систему демократических стран, а для авторитарных режимов они создают уникальную угрозу, потому что оказываются сильно связаны со стремлением к альтернативному режиму.

В опросе мы представили три альтернативные формы авторитарного правления и спросили, готовы ли респонденты одобрить какую-либо из них. Наверное, неудивителен тот факт, что либеральные граждане как в авторитарных, так и в демократических режимах назвали все три варианта непривлекательными. Из этого следует, что они не видят никакой авторитарной альтернативы, которая была бы лучше того, что у них уже есть. Однако, когда мы задали четыре вопроса о предпочитаемых респондентами качествах правительства, мы обнаружили, что граждане, верящие в либерально-демократические ценности, отдают предпочтение характеристикам либерально-демократического режима. Например, респондентам задавали вопрос, считают ли они, что «правительство — это наш наёмный работник, а народ должен говорить властям, что надо делать», или же что «правительство подобно родителю, и оно должно решать, что именно для нас хорошо».

Тот факт, что приверженцы либеральных ценностей продемонстрировали предпочтение таких качеств режима, которые связаны с либеральной демократией, не является удивительным. Однако последствия этого для разных типов режимов оказываются различными. Если либеральные граждане живут в демократической стране, они могут быть недовольны тем, что у них есть, но они не готовы предпочесть какую-либо альтернативу. А в авторитарном режиме по мере распространения либеральных ценностей начинают распространяться предпочтения качеств демократического режима. Иными словами, если демократические режимы могут не беспокоиться, что их либеральные граждане вдруг предпочтут альтернативную систему, то у авторитарных режимов повод для беспокойства есть.

Да, конечно, авторитарные режимы могут попытаться замедлить своё разрушение демократическими ценностями. Так поступает Китай, начавший кампанию по возрождению конфуцианства и созданию культа председателя Си Цзиньпина. Эта политика стимулирует более молодых и образованных граждан испытывать гордость за традиции и достижения своей страны. Но та же самая группа всё решительней настроена утверждать индивидуальность, защищать личные и имущественные права, больше узнавать о внешнем мире. Они хотят ответственного правительства, соблюдающего принципы верховенства закона.

Чем лучше авторитарный режим выполняет свою миссию модернизации общества, тем быстрее либерально-демократические ценности вытесняют традиционные ценности и тем больше становится доля населения, недовольная авторитарным правлением. Иными словами, наиболее эффективные авторитарные режимы постепенно сами себе копают могилы.

Проект Синдикат для «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать