Движение на месте
Приблизилась ли Украина к ЕС?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050613/4105-3-1.jpg)
Вчера вице-премьер по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук находился в Люксембурге, где проходило 9-е заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина — ЕС, на котором впервые оценивалось выполнение Украиной Плана действий Украина — ЕС. Еще несколько месяцев назад ожидалось, что именно на этой встрече Евросоюз должен предоставить Украине статус страны с рыночной экономикой. Однако теперь такие перспективы выглядят сомнительными ввиду того, что Украина не воздержалась от регулирования цен во время бензинового кризиса и до сих пор не приняла закон о банкротстве — это ключевые моменты в обязательствах Украины. Но диалог Украины и ЕС продолжается. Показательно, что поездка вице-премьера — один из ряда «европейских» визитов украинского руководства. Так, на прошлой неделе прошел рабочий визит во Францию секретаря СНБОУ Петра Порошенко, вчера с рабочим визитом в Париже находилась премьер-министр Юлия Тимошенко, а на 22 июня запланирована рабочая поездка во Францию Президента Виктора Ющенко. Похоже, что украинское руководство не огорчено негативными результатами французского референдума по принятию конституции ЕС и кризисом, который в результате этого переживает Евросоюз. Наоборот, зная негативное отношение Франции к интеграционным устремлениям Украины, первые лица государства, как представляется, решили провести массированную дипломатическую «атаку», надеясь на улучшение отношений на высшем уровне. Приблизилась ли Украина к ЕС со времен эйфории от оранжевой революции? С таким вопросом «День» обратился к украинским специалистам.
Григорий НЕМИРЯ , директор Центра европейских и международных исследований:
— Стоит обратить внимание на две вещи. Первое — это общий опыт, который выражается в том, что, как правило, новые правительства переоценивают то, что можно сделать в краткосрочной перспективе, и недооценивают, что можно сделать в перспективе долгосрочной. В этом плане украинское правительство не является исключением. Второе — с точки зрения конкретики в плане приближения Украины к ЕС, нужно говорить о пути с конца февраля, когда был подписан окончательный План действий Украина — ЕС, и до сегодняшнего дня. Сам факт наличия качественно нового документа, который называется «177 шагов», уже является продвижением. По нему значительно легче отслеживать процесс реализации Плана действий и ответственность как за успех, так и за неуспех этой реализации. Если говорить о прогрессе в адаптации законодательной базы Украины к европейским стандартам, о принятии законов, то по сравнению с прошлым годом у нас есть определенные успехи. Если же обратить внимание на основные вехи, которые в начале года были определены как приоритетные — предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой, ее вступление в ВТО, визовый диалог, — то можно говорить, что за исключением визового диалога, который де-факто уже начался, есть определенное отставание в продвижении к отмеченной цели. Однако это отставание не является критическим. Сам факт признания того, что отставание есть, является хорошим признаком того, что правительство сознает то, что нужно догонять. Не стоит говорить, что причина отставания кроется или с украинской, или с какой- то другой стороны. В этом случае стоит подчеркнуть только украинский контекст, в котором есть три критически важных фактора, необходимых для наверстывания этого отставания. Первое — вопрос компетенции, второе — вопрос координации, и третье — вопрос взаимодействия правительства и Верховной Рады в отношении приоритетного принятия законов, которые имеют отношение к европейской интеграции и к вступлению Украины в ВТО. Если все эти факторы будут действовать, то у меня нет сомнения в отношении того, что до конца этого года мы сможем получить и статус страны с рыночной экономикой, и вступить в ВТО.
В политическом плане отношения Украины и ЕС стали более близкими, поскольку изменился их контекст, возникло доверие со стороны Европейского Союза к возможности Украины выполнить собственные обязательства, в то время как раньше этого доверия не существовало — превалировало недоверие. В этом смысле не стоит преувеличивать значение заявлений украинского руководства по ЕЭП и говорить о возврате недоверия. Это опять же проблема координации. Что касается собственно стратегии противоречия отсутствуют, есть четкий приоритет — интеграция в ЕС. Кроме того, есть красная черточка по ЕЭП, которая заканчивается там, где заканчивается зона свободной торговли. Остальное является риторикой второго порядка — это касается и некоторых заявлений относительно наднациональных органов ЕЭП. В данном случае весит не буква, а дух. Нет противоречий в практической деятельности правительства, которое ориентируется на интеграцию в ЕС, этому принципу подчиняются и все другие шаги как во внешнеполитическом, так и во внешнеэкономическом смысле.
Важно, что за Планом действий Украина — ЕС одной из новаций, которая вышла из десяти пунктов предложенных Хавьером Соланой, была оценка выполнения этого плана уже в первом квартале 2006 года. Именно этот момент станет моментом истины — сколько из тех 177 шагов, которые правительство определило само для себя, будет выполнено. Это и будет ответом на вопросы: увеличится или уменьшится доверие к Украине. Пока что мы имеем только четыре месяца работы, поэтому пока нет оснований ни для розового оптимизма, ни для черного пессимизма. Пока что идет процесс.
Олег ЗАРУБИНСКИЙ , первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции:
— Приближение Украины к ЕС — это не вопрос наших желаний или нежеланий. Есть конкретные показатели, наиболее продуктивные из них — это то, как Украина выполняет План действий Украина — ЕС, поскольку именно он на сегодняшний день является ключевым документом, который одновременно является и лакмусовой бумажкой, и показателем того, насколько Украина продвинулась вперед. Несмотря на определенные позитивные моменты преимущественно виртуального характера, теперь очень многое из того, что было записано как необходимое к выполнению как в апреле, так и в мае до сих пор не выполнено. Возьмем так называемую дорожную карту по выполнению в 2005 году Плана действий Украина — ЕС. Согласно ей в мае должен быть разработан ряд законодательных и нормативно-правовых актов. В частности Госатомрегулирование, Минобороны и Госэкспортконтроль должны еще в мае разработать и провести в Верховной Раде сопровождение проекта закона Украины о ратификации дополнительного протокола к соглашению между Украиной и МАГАТЭ применения гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия. На сегодняшний день он не только не представлен в Верховную Раду, у меня даже нет информации о том, что кто-то хотя бы брался его разрабатывать. Минприроды, Минэкономики, Национальная Академия Наук Украины в мае должны разработать проект закона о стратегии устойчивого развития Украины — ничего Кабмин в Верховную Раду не представил. Таких примеров можно привести очень много. Мне кажется, что нужно меньше разговаривать, а больше работать. Во всех странах, которые были намерены вступать в ЕС, в контексте законодательного обеспечения вступления ключевая роль была за таким субъектом законодательной инициативы, как правительство. То же должно быть и в Украине. Но ныне, как видите, этот процесс проходит не на лучшем уровне. Для того, чтобы он сдвинулся с места, нужно, чтобы более черново, без заявлений и ньюзмейкерства работали все ведомства исполнительной власти. Вопрос вступления и продвижения в ЕС сегодня — это вопрос ежедневной рутинной работы.
Это что касается проблем, хотя, безусловно, в плане тональности наших отношений с ЕС, его реакции на наши проблемы, можно сказать, что определенное продвижение есть. Речь идет большей частью о психологической составляющей. Интерес к Украине со стороны Европейского Союза намного больше — это вопрос виртуально-символического характера. Но интерес — вещь переменная, поэтому его легко потерять. ЕС должен видеть, что мы делаем все для того, чтобы выполнить «дорожную карту» по Плану действий Украина — ЕС. Те критические нотки, которые появляются со стороны ЕС по поводу того, что мы делаем, усиливаются. Такая тенденция не является позитивной для Украины — нужно больше работать. В этом плане отношениям Украины и ЕС очень вредят заявления украинского руководства по ЕЭП. Присутствие Украины в двух экономических пространствах — ЕС и ЕЭП — просто невозможно. Когда сегодня чиновники говорят о том, что нужно идти далее, чем зона свободной торговли в пределах ЕЭП, то далее — как раз таможенный союз. Второй момент — адаптировать украинское законодательство одновременно к тем нормам, которые существуют на постсоветском ЕЭПовском пространстве, и к европейским нормам практически невозможно. Например, российское экономическое законодательство и торговая база во многом противоположны законодательству европейскому. Поэтому нужно четко определиться. Но мне кажется, что заявления о де-факто — не де- юре — восстановлении многовекторности связаны, прежде всего, с предвыборной конъюнктурой.
Выпуск газеты №:
№105, (2005)Section
День Планеты