Перейти к основному содержанию

Двустороння провокация

Тайвань и Китай в поисках точек соприкосновения
24 января, 00:00

Недавний призыв тайваньского президента Чэнь Шуй- Бянь создать закон, позволяющий народные референдумы, привел к международному кризису. Китай, опасаясь того, что этот закон может быть использован, чтобы подтолкнуть Tайвань к борьбе за независимость, резко отреагировал еще до того, как закон о референдуме был одобрен парламентом Tайваня.

Генерал-майор Ван Цзайси, заместитель директора отдела по тайваньскому вопросу в Китае, предупредил о применении силы в случае, если тайваньские власти «вступят в сговор с сепаратистскими силами, чтобы открыто выступать за независимость и бросить вызов материку и принципу одного Китая». Китайский премьер-министр Вэнь Цзябао был немного учтивее. В интервью, которое он дал американской газете, политик напомнил Tайваню, что Китай «заплатит любую цену, чтобы сохранить единство родины». Спустя несколько дней после интервью президент Соединенных Штатов Джордж Буш сказал, что Америка выступает против «любого одностороннего решения изменить статус-кво и что комментарии и действия лидера Tайваня указывают на то, что, возможно, он хочет принимать решения по изменению статус-кво в одностороннем порядке, против которых мы выступаем». Перед предстоящими выборами занятый иракскими вопросами президент Буш не может позволить себе возникновение кризиса на Дальнем Востоке. Действительно, ему нужна помощь Китая для того, чтобы склонить непокорную Северную Корею к серьезным переговорам о ядерном разоружении.

Но президент Буш не один столкнулся с давлением. В Tайване есть свои заинтересованные группы, которым нужно угодить. В связи с падением показателей экономического развития Чэнь Шуй-Бянь ищет способы отвлечь внимание общественности, принимая роль отважного лидера, готового защищать суверенитет Tайваня. Кончилась умеренная политика по отношению к Китаю, которую раньше вел Чэнь. В процессе основной переориентации политики в августе прошлого года он объявил о том, что существует «одно государство по каждую сторону тайваньского пролива». Чэнь отстаивает теорию о «двух государствах». Новая конституция, поддерживаемая национальным референдумом, является частью кампании, направленной на то, чтобы изменить идентичность Tайваня и отличить новое поколение политических деятелей от тех, кто прибыл в качестве изгнанников с материка.

В прошлом тайванцы отвергали такие слова, как референдум и новая конституция из-за чувствительного отношения к этим вопросам Китая. Но недавние опросы показывают, что отношение тайванцев к Пекину сильно изменилось: все большее количество людей не волнует вопрос о том, что думает Китай. Немногие считают правителей Китая даже отдаленно дружественными, и эта растущая антипатия по отношению к материку предоставляет смелым политикам возможность маневрировать. Политика Tайваня по отношению к Китаю также подверглась некоторым изменениям: на смену конфронтации пришли отношения, направленные на исследование экономических возможностей обширного китайского рынка. Tайвань был главным поставщиком иностранного капитала, попадающего в Китай, делая вклад вдвое больше, чем Соединенные Штаты, и составляя примерно 20% от общего притока капитала в Китае. Tайвань также является движущей силой в развитии индустрии высоких технологий в Китае. Согласно подсчетам, 70% аппаратного обеспечения, сделанного китайской промышленностью высоких технологий, произведено компаниями, принадлежащими Тайваню. Эти жесты доброжелательности, однако, были не в состоянии смягчить жесткую позицию Китая. Кроме ракетных испытаний, Пекин старался умаслить Америку, чтобы она прекратила продажу оружия Tайваню. Только одним примером является предложение, которое, по слухам, сделал Цзян Цземинь, бывший руководитель Китая, президенту Бушу на встрече в октябре 2002 года о выводе китайских ракет в обмен на прекращение военных продаж Tайваню Соединенными Штатами.

Эта враждебность распространяется почти на все. Китай заблокировал вступление Tайваня во Всемирную организацию здравоохранения, несмотря на то, что эпидемия атипичной пневмонии стала причиной большого количества жертв на острове в начале этого года. Китаю также удалось убедить три страны перестать выражать лояльность скудному дипломатическому корпусу Тайбэя в течение трех лет правления президента Чэнь. Хуже всего то, что в двух случаях специально было выбрано время для того, чтобы как можно больше унизить Чэня — в первом случае накануне его ожиданий возглавить Демократическую прогрессивную партию, в другом — перед его остановкой в Нью-Йорке во время государственного визита в Центральную Америку.

Таким образом, в отношении стабильности по обе стороны пролива, можно сказать, что Китай является столь же провокационным, как и Tайвань, и ситуация все еще может выйти из-под контроля, если лидеры обеих сторон будут продолжать свое безрассудство. В то время, как небольшой Tайвань должен быть осторожен, чтобы не спровоцировать своего гигантского соседа, Китай должен прийти к соглашению с действием функционирующей демократии. Запугивание и подавление могут только вызвать враждебность у простых тайваньцев.

Чен-Минь ЧАО — профессор китайской политики Национального университета Чэнчи в городе Тайбэй в Tайване.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать