Перейти к основному содержанию

Египет в качестве миротворца?

22 ноября, 11:43
РИСУНОК БРАЗИЛЬСКОГО КАРИКАТУРИСТА КАРЛОСА ЛАТЮФФА С САЙТА MONTHLYREVIEW.ORG

Переговоры по прекращению огня должны быть начаты до того, как нынешние боевые действия между Израилем и ХАМАС обострятся еще больше. Разумеется, как и в случае с предыдущими прекращениями огня, любое перемирие может носить временный характер, поскольку оно неизбежно подрывается силами, которые увековечивают вооруженный конфликт между Израилем и ХАМАС. Однако, с учетом того что Сирия поглощена гражданской войной, а весь Ближний Восток на данный момент находится в шатком положении, прекращение огня является необходимым как для спасения жизней, так и для сохранения непростого состояния мира в регионе.

Многое зависит от Египта, поскольку он находится в наилучшем положении, чтобы стать посредником к заключению соглашения. Но оценка перспектив любых дипломатических усилий требует понимания перспектив и планов основных действующих сторон.

Израиль не имеет всеобъемлющей политики в отношении сектора Газа. Бывший премьер-министр Ариэль Шарон сделал смелый шаг, выведя оттуда войска и демонтировав в одностороннем порядке израильские поселения. Но он заболел раньше, чем эти меры смогли перерасти в более обширные усилия по решению палестинского вопроса.

Его преемник, Эхуд Ольмерт, начал переговоры об окончательном статусе соглашения с президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Но это никак не послужило тому, чтобы положить конец насилию, исходящему из сектора Газа, который, по сути, вышел из Палестинской автономии и превратился в контролируемое ХАМАС протогосударство. Израильская операция «Литой свинец» в зимний период 2008-2009 годов восстановила сдерживание и принесла период относительного спокойствия, однако еще в начале 2012 года было ясно, что стороны снова вышли на курс неизбежного столкновения.

Во время своего первого срока на посту премьер-министра Израиля Биньямин Нетаньяху отказался продолжать переговоры с палестинской администрацией на условиях Ольмерта и никогда не рассматривал вариант ведения переговоров с ХАМАС. Он согласился обменять палестинских заключенных на похищенного солдата Гилада Шалита, однако для Нетаньяху, как и для большинства израильтян, переговоры с организацией с откровенно антисемитским уставом, отвергающей право Израиля на существование, не имеют смысла.

С точки зрения Нетаньяху, проблема Газы не имеет удовлетворительного решения. Его целью является достижение и сохранение спокойствия на границе. Израиль снабжает Газу электричеством, водой и проходом, но в то же время поддерживает блокаду, рассчитанную на предотвращение импорта более мощного и смертельного оружия. Израильские лидеры были осведомлены о наращивании ХАМАС количества ракет средней дальности, в основном через контрабандистские подземные туннели на Синае, но они продолжают утверждать, что при отсутствии блокады Иран и другие государства будут поставлять больше оружия (и более сложные его виды).

На самом деле, за последние несколько лет Израиль выяснил, что Газа имеет достаточно ракет, чтобы парализовать его юг. Основные израильские города уже подвергались атакам несколько раз. Во время операции «Литой свинец» ракеты взрывались в опасной близости от Тель-Авива и аэропорта Бен-Гурион. То, что рано или поздно Тель-Авив может и будет подвергнут удару, для израильских лидеров являлось исключительно вопросом времени.

Со своей стороны ХАМАС, палестинское отделение Братства мусульман, стремится консолидировать свой контроль над сектором Газа и использовать его в качестве базы, с которой он впоследствии сможет взять под контроль Западный берег и палестинское национальное движение. Такой исход мог бы быть сравним с поглощением Египта Братством с дальнейшим установлением его господства во всем регионе.

Судя по всему, недавние события ободрили ХАМАС. Несмотря на то, что конфликт между Ираном и его суннитскими соперниками и гражданская война в Сирии заставили его ослабить свои связи с Сирией и Ираном и двигаться в суннитском направлении, это во многом было удобным смещением. ХАМАС чувствует себя более уверенно рядом с Египтом, управляемым движением, которое его породило. Эмир Катара посетил Газу в качестве награды за разрыв ХАМАС с Ираном и оставил чек.

Но в Газе есть не только ХАМАС. Его гегемония оспаривается более радикальным исламским джихадом (который остается в союзе с Ираном) и множеством салафитских и джихадистских группировок, некоторые из которых связаны с радикальными элементами на Синае, которые осложняют отношения ХАМАС с Египтом. Кроме того, эти группы часто инициировали нападения на Израиль из сектора Газа или через Синай, создавая циклы насилия, что приводило ХАМАС в замешательство.

Кроме того, Израиль должен ответить в более широком масштабе, поскольку давление со стороны этих более радикальных групп может вынудить ХАМАС в ближайшие месяцы стать более агрессивным, в том числе и благодаря его пониманию, что десятки ракет Фаджр-5, находящихся в его арсенале, вполне могли бы поразить район Тель-Авива. Изменения в политике и политических деятелях Египта имели аналогичный эффект: ХАМАС просчитал, что Израиль не будет ставить под угрозу свои хрупкие отношения с Египтом, начав новую наземную операцию в секторе Газа.

ХАМАС был застигнут врасплох, когда Израиль атаковал, убив при этом его военного лидера Ахмеда аль-Джабари и уничтожив большую часть его арсенала Фардж-5. Он ответил массированным обстрелом юга Израиля и успел отправить несколько ракет в сторону Тель-Авива и одну в сторону Иерусалима. Сирены системы раннего оповещения, наконец, услышали и в двух самых крупных израильских городах.

В качестве ответа Израиль явно готовится к крупномасштабной наземной операции. У Израиля абсолютно отсутствует аппетит к проведению второй операции «Литой свинец»; но приемлемым может быть как минимум стабильное и длительное прекращение огня.

Такое перемирие возможно. Нападение Израиля имело впечатляющие успехи на первых порах, в то время как ХАМАС может гордиться тем, что его ракеты достигли Тель-Авива — это достижение, которое ускользнуло от «Хизбаллы» во время Ливанской войны 2006 года.

Более того, Египет, покровитель ХАМАС и его старший союзник, поддерживает отношения и каналы связи с Израилем и не хочет разрывать все связи — не в последнюю очередь потому, что это могло бы спровоцировать конфронтацию с Соединенными Штатами, которые являются гарантами египетской армии.

На самом деле, президент Египта Мухаммед Морси рассчитывает на большую финансовую помощь от США и Международного валютного фонда и хочет, чтобы его предстоящий визит в США имел успех. Он также хочет восстановить позиции Египта в качестве крупной региональной силы. И игра миротворца сослужила бы ему хорошую службу по всем этим пунктам.

Так что Морси балансирует. Он осудил и предупредил Израиль, отозвал посла из Тель-Авива и послал своего премьер-министра в Газу. Но он до сих пор не пересек ни одной красной линии.

Осталось совсем немного времени для действий. Дальнейшая борьба привлечет дополнительные действующие лица в общую картину (включая Турцию). Если США и Европа хотят оставаться невовлеченными, они должны, по крайней мере, поощрять Египет играть свою роль.

Основным препятствием для Египта является то, что ХАМАС настаивает на завершении израильской осады и прекращении целенаправленных убийств его лидеров в качестве части соглашения о прекращении огня. Задача, стоящая перед египетскими лидерами, — убедить ХАМАС согласиться на меньших условиях без дальнейших боевых действий.

Проект Синдикат для «Дня»

Итамар РАБИНОВИЧ — бывший посол Израиля в США (1993 — 1996 гг.), в настоящее время работает в Тель-Авивском университете, Нью-Йоркском университете и Институте Брукингса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать