Эхо расстрела в Жанаозене
Булат МУСТАФИН: «Казахстан не будет уже таким, как прежде...»Расстрел демонстрации казахских нефтяников в Жанаозене, повлекший за собой гибель более десятка человек и около сотни раненых, привлек внимание всего мира. Нечасто такое случается во вроде бы благополучной стране. Комментируя случившееся, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что ничего не знал о расстреле нефтяников. А выступая на совещании с руководством своей администрации, правительства и партии «Нур Отан», он заявил: «Мы знаем о «хвостах», идущих из-за рубежа. Знаем, какую «подрывную работу» проводили внутри страны». «День» связался с казахским журналистом Булатом МУСТАФИНЫМ и попросил его прокомментировать заявление президента Казахстана и действия властей.
— С большой натяжкой можно поверить в то, что президент был не в курсе, что творилось в Жанаозене. По этому поводу сейчас много разных толкований в Интернете, в частности, на оппозиционных ресурсах. Меня шокировало заявление министра МВД генерала Касымова о том, что силы правопорядка и дальше будут применять оружие, если это понадобится. Я выступаю за то, чтобы наказали не только тех, кто крушил магазины, поджигал здания или стрелял в полицейских (если такие были), но и силовиков, которые применяли резиновые пули и слезоточивый газ, также следует наказать. Восемь месяцев назад министр труда и социальной защиты населения Абдыкаликова выступала в парламенте перед депутатами и сказала, что все нормально, а требования нефтяников необоснованны, что они получают нормальную зарплату и т. д. Выходит, что ее министерство абсолютно не справилось со своей работой. Отчасти она виновна и в тех жертвах.
— В то же время Назарбаев заявляет, что он уже знает, кто виновен в демонстрациях. Не кажется ли это странным?
— Я слышал это заявление и постоянно отслеживаю ситуацию как журналист и гражданин, которому интересно, что там творится. Я был в Жанаозене два года назад. Это нищий регион — люди там живут очень бедно, к тому же, это еще и очень неблагоприятная почва: кроме нефти, там нечем заниматься. В этом регионе нет и сельского хозяйства — все продукты привозные, поэтому там высокие цены и зарплаты. По сравнению с другими регионами Казахстана, нормальные, но для самого региона, добраться в который можно либо на самолете, либо поездом, — не очень и высоки.
После заявления Назарбаева складывается впечатление, будто власти Казахстана хотят снять с себя ответственность. Первые лица страны стоят на том, что это сделали какие-то хулиганы, которых кто-то профинансировал. Я не исключаю такой возможности, но к подобным заявлениям нужно очень критически относиться. Вероятно, кто-то и подготовил это заранее, но действия властей не выдерживают никакой критики — нельзя было применять силу. Этот вопрос надо было решить давным-давно — как минимум полгода назад, а то и год.
— Чем тогда, на ваш взгляд, объясняется такая жестокость властей?
— Правоохранители объясняют это тем, что протестовавшие сами применяли оружие и силу. Но, с другой стороны, это показатель для остального населения — для тех, кто будет митинговать таким образом — что нужно подумать, прежде чем выходить на площадь и чего-то требовать. Иначе это может привести к таким печальным событиям. Для меня это очень страшно, когда в мирное время в процветающей стране происходит такое — 15 трупов и около сотни людей с огнестрельными ранениями.
— Как изменилось отношение к власти после инцидента с нефтяниками?
— Мне кажется, что среди тех, кто владеет компьютером и умеет пользоваться Интернетом, отношение к властям изменилось. Этому поспособствовало и шокирующее видео, которое было выложено в Интернет. Я думаю, что Казахстан не будет уже таким, как прежде — до событий в Жанаозене. Сейчас очень многие, несмотря на попытки властей оправдаться и снять с себя часть вины, по-другому стали к ним относиться. У меня и раньше было критическое отношение, а сейчас оно еще больше усилилось. Даже то, что сняли Тимура Кулибаева, зятя Назарбаева, с поста председателя госфонда национального благосостояния «Самрук-Казына», не меняет дела. Но эти меры приняты post factum.
— А как в казахском обществе воспринимается последний митинг российской оппозиции в Москве?
— Оппозиционные политики Казахстана сейчас давят на то, что даже в России, в которой наблюдались небольшие протестные настроения, и то уже люди вышли на площадь и пытаются призвать власть к ответу. Тем самым наша оппозиция пытается давить на общество, на наши гражданские чувства. Не скажу, что это сильно повлияло — есть какие-то дуновения, но у нас, в основном, смотрят российские телеканалы.
Выпуск газеты №:
№238, (2011)Section
День Планеты