Эрдоган и «право на самозащиту»
Эксперты — о возможных геополитических последствиях теракта в АнкареТурецкие власти заявили о намерениях «решительно ответить» на теракт в центре Анкары, в результате которого погибли по меньшей мере 28 человек, еще 61 получили ранения. Мощный взрыв произошел в ночь на четверг — взорвалась одна из машин, когда около нее ехали автобусы с военнослужащими. Это случилось неподалеку от зданий парламента и генштаба. Заместитель премьер-министра Турции Бекир Боздаг назвал взрыв «терактом». Кстати, это уже второй теракт в этом году. Напомним, в результате действий подрывника-самоубийцы в январе в Стамбуле погибли по меньшей мере 10 человек, в основном туристы из Германии. В организации этого взрыва подозревается «Исламское государство».
«Турция не будет колебаться воспользоваться своим правом на самозащиту в любой момент, в любом месте и в любом случае. Наша решимость ответить на такие атаки, которые происходят внутри и за нашими границами и направлены против нашего единства, единения и будущего, растет после подобных действий», — говорится в заявлении президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, появившемся через несколько часов после взрыва.
Между тем премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу обвинил курдов в совершении этого теракта. «Согласно данным, попавшим к нам из-за утечки информации в Рабочей партии Курдистана и партии «Демократический союз», исполнителем теракта было одно лицо. Это лицо — Салих Нечар 1992 года рождения», — цитирует его слова CNN Turk.
США осудили теракт, в частности спикер Совета национальной безопасности США Нед Прайс подчеркнул: «Мы вместе с Турцией, союзником НАТО и надежным партнером».
«День» обратился к украинскому и турецкому экспертам с просьбой рассказать, как этот теракт может повлиять на роль Турции в разрешении сирийского кризиса, а также прокомментировать предложение канцлера Германии Ангелы Меркель по созданию бесполетной зоны над Сирией для защиты мирного населения от авиаударов.
«СЛЕДУЕТ ЖДАТЬ ОЧЕРЕДНОЙ ЭСКАЛАЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ ТУРЕЦКОГО ГОСУДАРСТВА С КУРДАМИ»
Александр БОГОМОЛОВ, президент Центра ближневосточных исследований, Киев:
— Это очень серьезный теракт, который привел ко многочисленным жертвам, поэтому не случайно Эрдоган отменил визит в Баку, а Давутоглу — в Брюссель. Очевидно, что этот теракт следует связывать с военной активизацией Турции на курдском фронте. И потому его нельзя прочесть иначе как ответ со стороны курдов, ведь военные были целью теракта. Поэтому следует ждать очередной эскалации в отношениях Турецкого государства с курдами.
Здесь абсолютно очевидным является то, что Москва поддерживает коммуникацию с курдами и, вполне возможно, поставляет им вооружение, как сообщают СМИ. Довольно часто различные курдские делегации приглашалась в Россию. Да и связи между курдами и Москвой существуют с советских времен. В ноябре прошлого года, когда я общался с экспертами в Анкаре и мы обсуждали ситуацию в Сирии, рассматривался вариант, что россияне будут использовать курдов для дестабилизации ситуации в Турции.
Что касается предложения Меркель по введению зоны, запрещенной для полетов. Хотя оно и запоздалое, но это можно рассматривать как политическое давление. Я не вижу, каким путем Меркель сможет это осуществить. Ситуация в Сирии становится все более напряженной, и сложно предположить, что там будет происходить. Россияне обычно не хотят сдавать свои позиции и будут сопротивляться этой идее.
«ТЕРАКТ В АНКАРЕ ЕЩЕ БОЛЬШЕ УСУГУБЛЯЕТ БЕЗЫСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИРИИ»
Димитриос ТРИАНТАФИЛУ, директор Центра Международных и европейских исследований при университете Кадыр Хас, Стамбул:
— Теракт в Анкаре еще больше усугубляет безысходное положение в Сирии. Турция не смогла стать одним из ключевых игроков, чтобы иметь право голоса в любом решении, которое могло возникнуть, в частности, после сбития российского самолета в ноябре прошлого года. Россия использовала эту возможность для маргинализации Турции и для того, чтобы сделать себя одним из непременных игроков в Сирии. Турция обеспокоена ростом роли курдской партии «Демократический союз» и возможным объединением курдов в унитарном государстве, которое включало бы часть ее территории. Может ли Турция заручиться достаточной международной поддержкой, чтобы ее обеспокоенность поняли, еще предстоит увидеть. А если этого не произойдет, то Турция все больше будет действовать как спойлер.
Предложение Меркель связано с вышеизложенным, поскольку она больше обеспокоена влиянием потока беженцев на ее страну, правительство и ЕС. Прекращение огня может привести к уменьшению потока беженцев и тем самым уменьшит давление со стороны Турции, которая не может контролировать этот поток, хочет больше денег и играть роль в этом процессе. Предложение Меркель также является признанием того, что ЕС принципиально не стал ключевым игроком в окончательном разрешении сирийского кризиса, хотя наверняка его призовут нести основную часть груза в восстановлении. Предложение обречено на провал, поскольку вряд ли Россия изменит свою позицию в этом вопросе.
Выпуск газеты №:
№29-30, (2016)Section
День Планеты