«ЕС этой зимой может обойтись и без российского газа»
Депутат Европарламента Райнхард БЮТИКОФЕР — о том, как «подать руку помощи» УкраинеПосле того как комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер на прошлой неделе выступил в Европарламенте, в Еврокомиссии открыто ставят вопрос — что делать, если Россия перекроет газ? По его итогам, прекращение поставок газа в первую очередь коснется стран Восточной Европы. Однако он отметил, что Европа будет готова перезимовать, если все страны-члены будут держаться вместе. Запасы газа на эту зиму заполнены на 90%, заявил Эттингер. О том, как Европа может справиться без российского газа, как уменьшит энергозависимость и то, как может помочь Украине, «Дню» рассказал член Европарламента, глава европейской Партии зеленых Райнхард Бютикофер.
«ЮЖНЫЙ ПОТОК» НЕ БУДЕТ ПОСТРОЕН, ПОТОМУ ЧТО «ГАЗПРОМ» НЕ СОБЛЮДАЕТ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАВИЛА»
— Германия является крупнейшим клиентом российского концерна «Газпром». Поставки в Европу составляют 70 % их экспорта. Еврокомиссар Хенрик Беме еще в мае сказал, что Европа должна уменьшать свою энергозависимость от России. Что за эти пять месяцев было сделано?
— С этим Европа начала еще в 2009 году. Европейский парламент и Европейский Совет принял закон относительно общих стандартов газа и инфраструктуры для «обратного потока». Таким образом постепенно мы уменьшаем зависимость от России. И как показывает доклад Гюнтера Эттингера, члены Евросоюза этой зимой могут обойтись и без поставок газа из России, если действительно держаться вместе и поддерживать друг друга. Особенно важно протянуть руку помощи странам Восточной Европы, особенно Украине. Однако что абсолютно не функционирует, так это представление о том, что общие поставки газа из России можно на долгосрочный период заменить алжирским, арабским или норвежским газом. Большая часть газа, который мы импортируем из России, используется для элементарного отопления домов. Поэтому мы должны быстро повысить нашу энергоэффективность. Принимая во внимание современное технологическое развитие, модернизируя здания, мы могли бы сэкономить от 40 до 50 процентов текущего импорта газа. Конечно, быстро это все не удастся сделать, но есть огромный потенциал, который нужно открывать. Кроме того, Украина также должна серьезно поддержать ЕС в этом повышении эффективности, ведь это тоже является большим содействием развитию экономики.
— Несмотря на эти заявления, «Южный поток» продолжают строить...
— С одной стороны есть попытки «Газпрома» построить «Южный поток». Европейская комиссия сказала, что это не функционирует согласно европейским правилам. Однако с начала кризиса в Украине стало вполне очевидно, что «Южный поток» не будет построен, потому что «Газпром» не соблюдает европейские правила. Точка.
«С ПУТИНЫМ НУЖНО ДУМАТЬ НА ДЕСЯТЬ ШАГОВ ВПЕРЕД, КАК В ШАХМАТАХ»
— По вашему мнению, являются ли санкции против России эффективными?
— Экономически да, россияне это чувствуют. Однако политически эти санкции имеют влияние лишь частично. Принятый третий уровень санкций почти незначительный. С Путиным нужно думать на десять шагов вперед, как в шахматах. Если ЕС абсолютно правомерно не хочет военной эскалации с Россией, то не имеет смысла использовать военную риторику. ЕС действует, но очень минимальными и взвешенными шагами. У некоторых людей есть романтические иллюзии, что благодаря европейским санкциям Путину скажут: «Эй ты, оставь Украину в покое!» и он это сразу сделает. Россия построена совсем по-другому, отношения между экономической и политической властью построены совсем иначе, чем в Европе. Путин — царь, он все решает лично.
— А что относительно заявления министра обороны Германии Урсулы вон дер Ляйен касательно помощи Украине и Ираку? Какой будет эта гуманитарная или военная помощь в случае Украины?
— Насколько мне известно, федеральное правительство приняло решение поддержать першмерга (курдские военизированные формирования — Ред.). Немецкое правительство годами терпело и поддерживало экспорт оружия. Мы, «зеленые», это всегда открыто критиковали. Нынешнее правительство Союза и СДПН (социал-демократическая партия Германии) попрощалось с политикой вооружения. Они не хотят отправлять оружие в кризисные регионы. Ирак является исключением, экспорт оружия остается довольно частным случаем. Решение поставлять оружие курдам в борьбе с IS (Исламским государством) было правильным.
Что касается Украины, я не думаю, что вооружение украинских войск в конфликтной ситуации может что-либо улучшить. Потому что Украина даже с лучшим оружием не может выиграть войну против России. Сепаратисты лишь во вторую очередь являются сепаратистами, в первую очередь они — инструмент Москвы. Поэтому я считаю, что их нельзя победить. Украина была на пути вытеснения этих пророссийских сепаратистов. Чтобы предотвратить это, руководство России сделало все возможное и просто послало открыто свои российские войска на границу. На мой взгляд, эта динамика является вполне понятной. Сейчас верить, что благодаря поставкам оружия можно как-то помочь, это ошибка. Лучше стабилизировать Украину экономически.
— Какими будут следующие шаги Европы? Ваш прогноз.
— Невероятно важными являются приближающиеся парламентские выборы. Я надеюсь, что эти выборы принесут три результата: во-первых, высокую явку, чтобы продемонстрировать, что народ Украины воспользовался возможностью самостоятельно решать, какой парламент он хочет иметь. Во-вторых, стабилизация, которой подтвердится дееспособность украинского государства. И в-третьих, поражение радикальных экстремистов. Иначе Россия всегда будет использовать так называемую «антифашистскую пропаганду» против украинской власти.
За возможность разговора с политиком — благодарность немецкой газете Hamburger Abendblatt
Выпуск газеты №:
№196, (2014)Section
День Планеты