ЕС почти упразднил право вето
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001212/4228-3-2_0.jpg)
О том, что право вето мешает жить дальше, говорилось давно. Отныне решено его упразднить в делах торговых, вместо этого оставить в вопросах социальной безопасности, налоговой политики, иммиграционной политики, торговли аудио- и видеопродукцией. Первые две позиции, кстати, считаются большой победой премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Франция оставила за собой право вето в культурных вопросах — прежде всего, касающихся музыки и кино. Подавляющее большинство других вопросов отныне будут приниматься так называемым квалифицированным большинством голосов.
Установлены квоты голосов при принятии решений. Самой недовольной, возможно, осталась при этом Германия — будучи крупнейшей страной ЕС, она получила такую же квоту, как и Франция, Великобритания и Италия — 29 голосов. С другой стороны, Польша после своего вступления в Евросоюз будет иметь 27 голосов, столько же, сколько отводится относительно «старому» члену — Испании. Наименьшую квоту будут иметь Люксембург, Латвия, Словения, Эстония и Мальта.
Договорено о пересмотре принципов представительства стран в Европейской Комиссии, решено увеличить число депутатов Европарламента, а также активизировать работу по созданию Еврокорпуса. Это, по-видимому, все, что можно было бы отнести в позитив как самого саммита, так и председательства Франции.
Остается неопределенность со сроком начала расширения ЕС. Год назад, когда на саммите в Хельсинки было решено, что кандидатов будет не шесть, а двенадцать плюс Турция, считалось, что первые, наиболее к этому готовые страны войдут в состав единой Европы в 2003 году. К тому времени уже должны завершиться структурные реформы ЕС. Теперь же в качестве наиболее вероятной даты называются 2004—2005 годы, никто не говорит, какие именно страны будут признаны наиболее готовыми к присоединению. Например, некоторые из экспертов говорят, что Венгрия может быть первой из «неофитов», которых примут в 2004 году, но Чехия, например, будет действительно готовой к вхождению еще через два-три года. Это при том, что в стране уже проделана гигантская работа и по унификации законодательства, и по сертификации, и в других отраслях.
Реформа органов ЕС еще на самом деле не начиналась, и когда она завершится, сказать трудно. Очевидно, что возникнет еще очень много диспутов, касающихся национального суверенитета и союзнических обязанностей, самой формы уклада будущего Союза. Сейчас кое-кто из западных экспертов уже видит элементы федерации в изменениях, которые намечено внести в уставные документы ЕС. Конференцию по этому поводу планируется провести в 2004 году. Очевидно, до того времени никакого расширения не произойдет.
Ничего конкретного не сказано о Турции, которой предоставили статус страны-кандидата, но к переговорам о вступлении в этом году так и не пригласили.
Неизвестно, как ЕС планирует избегать в дальнейшем ситуации, которые бы напоминали «австрийский казус» — когда 14 стран-членов объявили дипломатический бойкот пятнадцатой, которая формально не нарушила ни одной из уставных норм ЕС, и что только усложнило жизнь для Союза. Поэтому бойкот в конечном счете был отменен.
На этот раз Украину, в отличие от Хельсинки, когда была принята стратегия, не вспоминали вообще — в чем, в конце концов, нет ничто странного.
Выпуск газеты №:
№228, (2000)Section
День Планеты