ЕС — Украина: повестка дня без концепции
Заседание Комитета сотрудничества ЕС—Украина в Брюсселе и приуроченный к нему «круглый стол» экспертов «Украина—ЕС: повестка дня- 2004», организованный Институтом Восток-Запад, проходили на фоне известного заявления Президента Европейской Комиссии Романо Проди о том, что Украине нет места в расширенном Европейском Союзе. Представители Европейской Комиссии и других структур Европейского Союза отказывались комментировать слова Проди, которые могли бы, на самом деле, трактоваться как очень четкий и очень негативный для Киева сигнал, настаивали на том, что нужно просто работать, а Проди не имел полномочий для подобных заявлений, и не стоит к этому выступлению относиться слишком серьезно. В декабрьское выступление Проди, говорил один из подчиненных Генерального секретаря Совета ЕС Хавьера Соланы, будет заложен более осторожный в отношении Украины тезис. Да и вообще, нынешний состав Европейской Комиссии уже довольно скоро сменится, и возможно, новые люди будут иметь другие представления. Тем не менее, «повестка дня-2004» в отношениях между Украиной и ЕС все еще остается непонятной — и чиновники структур ЕС, и западные эксперты практически единогласно признаются в том, что какой- то понятной концепции будущих отношений все еще нет — тогда как с 2004 года в составе ЕС будет, возможно, уже десять новых стран-членов, в том числе, — соседние с Украиной Польша, Венгрия, Словакия.
«Мы удовлетворены сотрудничеством на экспертном уровне», — говорил один из членов делегации Украины, принимавший участие в заседании Комитета. Успехи — сравнительно небольшие, но они просто отражают то, что ежедневная работа продолжается. В частности, приближается к урегулированию проблема импорта в Украину зарубежных автомобилей, уже в начале следующего года ожидается подписание с ЕС протокола об урегулировании проблем вступления Украины во Всемирную торговую организацию, в ЕС начали серьезно обсуждать проблему подписания с Украиной (и между Украиной и Россией) соглашения о реадмиссии и его увязке с проблемой либерализации визового режима. Хотя именно этот вопрос, утверждают в Брюсселе, Украина должна решать на двухстороннем уровне с каждой страной-членом Союза. Кроме того, Евросоюз, наконец, подключается к поискам путей урегулирования проблем, связанных с Приднестровьем.
С другой стороны, отмечал в разговоре с «Днем» один из высокопоставленных украинских дипломатов, проблема признания Евросоюзом Украины как страны с рыночной экономикой «зависла». По словам собеседника «Дня», создается впечатление, что предоставляя такой статус России, ЕС по каким-то причинам стремится выдержать определенную паузу. Хотя, как говорил на недавних парламентских слушаниях уже бывший министр экономики Шлапак, есть все предпосылки для того, чтобы ЕС признал Украину страной с рыночной экономикой еще до марта следующего года. Украинские дипломаты утверждают, что в рядах «брюссельской бюрократии» постоянно тянутся непонятные проволочки по этому вопросу, хотя существует недвусмысленная договоренность о шестимесячном сроке решения проблемы, достигнутая еще в июле.
Если же перейти к перспективным вещам, то окажется, что видение и цели, которые вкладывают в свое сотрудничество Украина и Европейский Союз, мягко говоря, не совпадают. С одной стороны, представители различных структур ЕС продолжают отмечать, что «двери остаются открытыми», что в будущем «ничего нельзя исключать», что нет никаких сомнений в том, что Украина — европейская страна, и что «никто не заинтересован в том, чтобы увеличивать количество негативных месиджей». С другой стороны, Украину одновременно призывают прислушиваться к тому, что сейчас выходить с каким- то четким графиком, начинать с обещаний возможного будущего членства Украины в Европейском Союзе было бы «контрпродуктивным».
Представители Европейского Союза честно отмечают, что возможное членство Украины в Евразийском экономическом сообществе во главе с Россией может только усложнить движение Украины в направлении европейской интеграции. Эта тема на самом деле, как утверждают в украинских дипломатических кругах, с обсуждения в Киеве уже снята, что само по себе является успехом. Но в то же время ЕС не только не может предложить Украине конкретного формата и конкретного содержания возможных отношений, но и честно признает отсутствие даже концепции подобных отношений накануне своего масштабного расширения. Результаты имеющегося сотрудничества, как говорил «Дню» Председатель миссии Украины при Европейском Союзе Роман Шпек, полностью удовлетворить не могут.
Украине предлагается работать на основе имеющегося Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанного в 1994 г. и ратифицированного только в 1998 г., которое, как говорили в Киеве, идеологически устарело уже к моменту своей ратификации. Соглашение, отмечают в ЕС, создало условия для широкого и интенсивного сотрудничества, повлияло на ряд решений, принятых украинской стороной, существенно не только для отношений ЕС—Украина, и остается неплохим инструментом, возможности которого должны быть полностью использованы. «Неплохим инструментом для сотрудничества с такими странами, как Казахстан, Туркменистан и другими, которые не заявляли о намерениях вступить в Европейский Союз», — таков ответ украинской дипломатии, которая не слишком приветствуется в ЕС. В Брюсселе признают слабость Соглашения для промышленного и культурного сотрудничества, соглашаются с тем, что целый ряд современных приоритетов в отношениях просто остался за рамками Соглашения. В частности, вопрос юстиции и внутренних дел — они имеются в Соглашении, но их приоритетность (те же проблемы реадмиссии) для двухсторонних отношений была признана значительно позже, чем Соглашение вступило в действие. То же касается проблем борьбы с международным терроризмом, проблем европейской безопасности. Однако, признают и в Брюсселе, и в Киеве, почти все положения Соглашения все еще не выполнены.
Украина настаивает, говорил госсекретарь МИД Александр Чалый, что к подготовке нового документа, который бы регулировал двухсторонние отношения на перспективу, нужно готовиться, учитывая проблемы расширения ЕС и печальный опыт многолетней ратификации предыдущего Соглашения, уже прямо сейчас. Действие действующего Соглашения заканчивается в 2008 году. По словам Чалого, Украина хотела бы, чтобы в этом новом документе «европейские устремления» Украины не исключались бы, а поддерживались бы, чтобы отношения сотрудничества перешли в отношения интеграции, а отношения партнерства — в отношения ассоциации.
Вместо возможной ассоциации (а сегодня ЕС знает ее несколько видов, Украину же наиболее привлекает вариант «европейского соглашения», которые подписывали с ЕС страны Центрально-Восточной Европы), в Евросоюзе пытаются предложить «новую инициативу соседства» (new neighbour initiative). Инициативы как таковой все еще не существует, хотя впервые о ней заговорили «с подачи» Великобритании и Швеции, весной. Согласно последнему решению Европейского Совета, инициатива будет разрабатываться под наблюдением Хавьера Соланы, она будет касаться Украины, Беларуси и Молдовы. Но при этом, утверждают представители ЕС, будет приниматься во внимание то, что эти страны абсолютно разные по своей природе. Эта увязка является только географическим фактом, утверждают в ЕС. В МИД Украины только надеются, что такой дифференцированный подход и будет главным при выработке какой-то новой концепции отношений. Хотя ответы на вопрос — почему, собственно, вместо изобретения новых формул и концепций нельзя просто задействовать механизмы и инструменты, которые довольно успешно уже сработали в Польше, Словакии, Чехии, Венгрии, Румынии и других странах, определенных в качестве кандидатов на вступление в ЕС. Это, собственно, также сигнал, и весьма откровенный.
Возможно, в качестве позитива можно оценивать и сегодняшнюю смену тональности выступлений представителей украинской дипломатии — сейчас уже речь не идет о том, что Украина рассматривает европейскую интеграцию обязательно как процесс своего вступления в ЕС. Речь идет, говорят в МИД, о достижении европейских стандартов и такого уровня отношений с ЕС, и вовлеченности в общеевропейские процессы, который сегодня имеют Швейцария и Норвегия.
В свою очередь, представители ЕС уже говорят о возможности общей с Украиной политики в некоторых отдельных сферах, что было принципиально невозможно услышать еще несколько лет назад.
ЕС находится на слишком чувствительном этапе, говорил «Дню» один из представителей МИД Украины, и сегодня требовать однозначного ответа означало бы ухудшение отношений. Итак, Украина располагает определенным временем для самостоятельного развития. Успешность которого могла бы поставить много вопросов совсем в иной тональности. Первый шаг, кажется, сделан — в парламенте уже нет дискуссий относительно альтернатив европейскому движению.
Выпуск газеты №:
№222, (2002)Section
День Планеты