Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Евроатлантическая «санация» Румынии

28 ноября, 00:00

В 1998 г. Раду Василе, в то время премьер-министр Румынии, посетил Израиль. Василе проявил интерес к приобретению израильских военных вертолетов. Президент Израиля Эзер Вейцман, бывший пилот, ответил так: «Должно быть, у вас имеются серьезные враги, раз вам нужны эти вертолеты. Кто они?» — «Вовсе нет», — ответил Василе. — «Мы живем в мире со своими соседями… на наших границах спокойно. Но нам нужна современная авиация… чтобы присоединиться к НАТО». — «Так», — сказал Вейцман, — «Сейчас у вас нет ни одного врага! Но не волнуйтесь: НАТО найдет для вас врагов!»

Большинство румын рассматривает членство в НАТО как большую национальную победу, но некоторые все же задают себе вопрос, нет ли в шутке Вейцмана доли правды: поскольку основной причиной для вступления в военный союз является чувство, что тебе грозит опасность, то вступление в НАТО является абсурдом. Впервые за всю свою беспокойную историю Румынии нечего опасаться своих соседей. Россия, «традиционный враг», сейчас кажется далекой и всецело поглощенной своими внутренними проблемами. Венгрия, еще один «традиционный враг», является союзником НАТО; отношения с Украиной отвратительные, но мирные. Болгария слишком мала, чтобы принимать ее во внимание; а югославские войны уже позади.

Даже при этих условиях, страна должна год за годом увеличивать свои военные расходы, чтобы она смогла начать приближаться к стандартам НАТО. Для страны, чей недавний экономический рост, хотя и вполне реальный, остается неустойчивым, это будет сделать нелегко. В отличие от присоединения к Евросоюзу, который может предоставить существенные фонды развития, присоединение к НАТО означает только убытки. Учитывая нашу бедность, расходование большего количества денег на военную технику и снаряжение кажется безответственным.

Хотя 73% румын одобряют вступление в НАТО, с участием Румынии в войне против Ирака согласны менее 20%. Не важно, насколько противоречивыми кажутся такие позиции, они остаются широко распространенными и не могут быть незамеченными, поскольку это отражает тот факт, что люди видят в НАТО нечто вроде защитного зонтика, а не что-то такое, во что они должны вносить свой вклад.

Проблемы безопасности Румынии являются не внешними, а внутренними, поскольку врагом Румынии, установившей стабильное либерально-демократическое правление, является сам румынский народ. Демократия здесь существует на самом деле, но она очень хрупкая. Слишком долгое время живя под гнетом диктатур, румыны привыкли к послушанию, подчинению и безответственности. Правление правящей Социал-демократической партии является эффективным, но имеет тревожащую характеристику в плане коррупции, непрозрачности и использовании своей власти для влияния на судебные решения. Другая крупнейшая партия — партия «Великая Румыния» — является полуфашистской, ненавидящей иностранцев, антисемитской партией, чей лидер — радикал- популист — получил 22% голосов на прошлогодних выборах.

Как НАТО может здесь помочь? Прямо он ничего не может сделать; опосредованно он может сделать многое. НАТО больше не является только лишь военным союзом. Онo сейчас представляет собой военно-политический союз, который устанавливает демократические стандарты для своих новых членов и кандидатов.

Ни одно правительство Румынии не может пренебречь этими стандартами. Уже практически невозможно представить себе, что в нынешней Румынии могут появиться такие правители, как в Украине или Беларуси. Более того, вступление в НАТО означает, что военные и разведывательные службы Румынии попадут под командование НАТО (считай под контроль Америки), и таким образом любая попытка организации переворота или создания напряженности между румынами и большой венгерской общиной могут быть предотвращены.

Чем теснее страна типа Румынии привязана к демократическому миру, тем менее вероятно, что в ней произойдут драматические социальные или политические волнения, или что она сможет выхолостить свою демократическую систему. НАТО налагает жесткие ограничения на местные политические элиты, и они не смогут сделать то, что захотят. Конечно, одно лишь НАТО не может защитить демократию, и оно не является панацеей от многих наших социальных и политических болезней, однако оно может действовать (и уже действовало таким образом в ходе процесса принятия в свои члены) в качестве стимула, побуждающего правительство и политические партии вести себя с большей ответственностью и действовать в рамках закона.

Этот момент является жизненно важным, поскольку в прошлом, когда румынская политическая элита получала возможность наслаждаться слишком большой автономией или реальным национальным суверенитетом, она начинала этим злоупотреблять. Правление Чаушеску является демонстрацией этого. То «пространство для маневра», которого он добился для себя от стран Варшавского договора не без помощи Запада, не принесло румынскому народу никакой пользы. Это только создало больше возможностей для клана Чаушеску и его наперсников действовать, как им вздумается, превращая, таким образом, жизнь большинства граждан в сущий ад. Для сравнения, венгры, поляки и болгары, чьи правительства находились в намного большей зависимости от Советов, жили лучше.

Таким образом, выгода Румынии не в том, что она присоединяется к военному альянсу НАТО. Смысл здесь в том, что Румыния интегрируется в сильную международную организацию, которая будет ограничивать ее суверенитет. Вхождение в НАТО является формальным подтверждением того, что Румыния (или Болгария, или Венгрия, или Польша, в этом случае неважно кто) отказываются от своих притязаний на неограниченный суверенитет и от всех своих мечтаний о величии, которое возможно только при наличии такого суверенитета. В прошлом такие мечты приводили лишь к отсталости в развитии, диктатуре, национализму и неисчислимым страданиям. Убив эту мечту, мы защитим себя от наших политических кошмаров.

Проект Синдикат для «Дня»

Андрей КОРНЕА, профессор философии в Университете Бухареста.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать