Евроазиатские страсти по Украине
«На самом деле все было не совсем так», — сказал «Дню» один из участников последних московских переговоров. Речь шла о том, что премьер-министры договорились, что Украина в ближайшее время, действительно, передаст в Москву список, но не предложений о своем вступлении в ЕврАзЭС. Скорее, даже наоборот: список проблемных моментов, которые, исходя из украинских интересов, не дают возможности говорить о вступлении. Озвученное премьер-министром России, таким образом, больше было его собственной интерпретацией событий, чем отражением реального содержания договоренности.
При обсуждении темы ЕврАзЭС, сказал «Дню» дипломат, премьер-министр Кинах четко сказал премьер-министру Касьянову, что у Украины есть своя программа вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), и на этом пути, в частности, уже есть несколько подписанных соглашений, положения которых противоречат принципиальным положениям деятельности ЕврАзЭС.
Есть и другие моменты. В частности, не секрет, что в Украине среди деловой и политической элит есть сторонники «евроазиатского» направления развития Украины. Но и среди представителей очень серьезного украинского бизнеса, объективно заинтересованных в российском рынке, есть довольно много противников — суть проблемы в том, что они рискуют потерять внутренний украинский рынок, если Украина будет придерживаться правил ЕврАзЭС, поскольку российские товары при российском государственном протекционизме и, в частности, российских ценах на энергоносители, будут просто дешевле украинских.
Стремление России привлечь Украину в «Евразию» объясняется многими факторами. Это и желание сохранить влияние как прямыми, так и непрямыми методами (путем координации таможенной, торговой, финансовой политики и т.п.), это и то, что многие в Москве придерживались и придерживаются в своих отношениях с экс-советскими республиками позиций «старшего брата», этому, кстати, часто способствует и традиционный украинский «комплекс неполноценности». Поскольку в Украине начинается процесс смены политических элит, Москва, естественно, хотела бы сохранить и расширить свои позиции в Украине таким образом, чтобы на это уже не влияли персоналии. У России есть свои проблемы, связанные со вступлением в ВТО, она, естественно, хотела бы сохранить за собой значительный украинский рынок обычными для себя методами — и поэтому ставит вопрос о синхронизации усилий в этом направлении.
Украина, по крайней мере, сейчас, исходит из того, что Киев может обсуждать вопрос своего сотрудничества с ЕврАзЭС, но не интеграции. И это очень напоминает процесс переговоров Украины с ЕС, только наоборот — там именно Украина ставит вопрос о признании ее прав на интеграцию, ей же предлагают сотрудничество. Оптимальной формой участия Украины в Евро- Азиатском сообществе украинские дипломатические элиты считают имеющийся сегодня статус наблюдателя, возможно, подписание соглашения о свободной торговле. Может быть, на какое-то время имело бы смысл достичь отношений вроде ассоциации, но такой возможности уставные документы ЕврАзЭС не дают. Евро-Азиатское сообщество базируется на таможенном союзе. Представители России в кулуарах утверждают, что в действительности этого таможенного союза не существует, и значит, Украина ничем не рискует — но процедура требует от Киева подписания соглашения о таможенном союзе. И тогда двери в ЕС, между прочим, можно считать закрытыми, поскольку одна страна не может одновременно находиться в нескольких таможенных союзах. Не говоря уже о перспективах утраты самостоятельности даже в собственной валютной политике.
Очевидным является то, что в ближайшие пять лет о вступлении Украины в ЕС речи не будет. Также очевидно то, что Москва уже сегодня жестко ставит перед Киевом вопрос о выборе, и в ближайшие полгода жесткость разговора будет только повышаться, от решения Киева будет зависеть выполнение Россией никак не связанных с ЕврАзЭС предыдущих договоренностей (о той же свободной торговле, в частности). Кстати, сегодня уже даже флагманы украинской металлургии утверждают, что в случае продолжения Россией практики давления они найдут выход для своей продукции на других рынках. Премьер-министр Кинах, кстати, уже говорил, что потери на российских рынках успешно замещены на других. Следовательно, по сути, от Киева сегодня требуется то, о чем речь идет уже давно. Нужна консолидированная внешняя политика, которая зависела бы от национальных интересов, но не от интересов определенных кругов в эту минуту. Российское направление тут должно было бы быть частью общей политики, направленной на европейскую интеграцию, о чем, кстати, не раз говорил Президент Кучма. И нужна определенная гибкость — как на западном, так и на восточном направлениях. Только сознание собственного достоинства вместе с фактическим его подтверждением может вызывать уважение партнера за столом переговоров. И именно так Украина может не только выстоять несколько ближайших лет, о чем, уже не таясь, говорят сегодня дипломаты, но и заработать дополнительные баллы.
Выпуск газеты №:
№150, (2002)Section
День Планеты