«Евроинтеграция необратима»
Михаил Саакашвили о реформах и геополитике
Инициатор создания Сообщества демократического выбора, президент Грузии Михаил Саакашвили прибыл в Киев первым из участников форума. С украинскими журналистами он поделился своей концепцией новой волны освобождения Европы, рассказал о переменах в Грузии и о своем взгляде на общие проблемы постсоветских стран.
ДЕМОКРАТИИ ХВАТИТ НА ВСЕХ
«Украина и Грузия вместе инициировали создание Сообщества демократического выбора, — сказал Михаил Саакашвили. — Несмотря на то, что страны Балтии — в НАТО и в ЕС, Румыния также уже в НАТО и вступает в Евросоюз, а Грузия и Украина пока на пути в эти структуры, мы очень похожи друг на друга. Мы все вышли из одной посткоммунистической системы, и наши проблемы, например, коррупция — очень похожи. Похожи и наши реформы — допустим, то, что мы сделали с нашей дорожной полицией, и то, какие реформы намечает в этой сфере Украина. Во-первых, мы должны делиться опытом. Во-вторых, нам никто не поможет, если мы не будем помогать друг другу. Страны Балтии выступили с инициативой помогать нам всем в европейской интеграции. Когда большинство стран «старой» Европы с некоторым скептицизмом смотрят на «новые» страны, очень важен голос тех государств, которые хорошо нас знают и осознают, что мы — такие же европейцы, как и они. Формируя форум государств демократического выбора, мы способствуем тому, что уже никто не сможет искусственно установить границы Европы. Создание Сообщества делает процесс европейской интеграции необратимым для всех».
Комментируя ситуацию после парламентских выборов в Азербайджане и пока что скромный интерес Баку к Сообществу демократического выбора, Михаил Саакашвили сказал, что Грузия — «большой болельщик» демократизации соседней страны. «Мы помогали нашим азербайджанским друзьям советом. Когда надо было, даже послали им чернила (для маркировки пальцев избирателей. — Ред. ). Оказалось, что это — дефицит во всем регионе. А Грузия провела столько выборов за последние годы, что у нас чернил на всех хватит. Я надеюсь, что процесс демократического диалога будет в Азербайджане продолжаться и обеспечит благополучие страны. Все мои контакты с президентом Ильхамом Алиевым убеждают меня в том, что он это прекрасно понимает. Конечно, мы видим сложности и каждый раз переживаем. Но я уверен, что у Азербайджана — полномасштабное демократическое будущее».
По словам грузинского президента, на постсоветском пространстве «все по-своему восприняли, как надо реагировать на революции в Украине и в Грузии». «Но я думаю, что большая часть стран поняла — надо реформировать политическую систему. Это — необратимый процесс. Народное мнение, настроение каждого отдельно взятого человека после киевского Майдана и тбилисских роз на всем постсоветском пространстве весит гораздо больше, чем когда-либо», — отметил Михаил Саакашвили.
«ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ДИКТАТОРЫ» — НЕНАДЕЖНЫЕ СОСЕДИ
Президент Грузии отверг мнение о том, что Сообщество демократического выбора — проект, призванный противостоять влиянию России. «Для России крайне важно иметь демократических соседей — она будет себя чувствовать спокойнее, — полагает Михаил Саакашвили. — Соседи- демократы предсказуемы, миролюбивы и прагматичны. Плохих сюрпризов от них приходится ждать гораздо меньше, чем от дружественных диктаторов. Ведь, когда ты диктатор и тебя ничего не сдерживает, ты можешь проснуться в плохом настроении, и тебе даже вчерашний друг может не понравиться».
Комментируя стремление России увеличить цену на поставляемый газ, Михаил Саакашвили заявил, что это «политическое решение», за которым «экономического расчета просто нет». «Рост цен на газ нанесет ущерб нашей экономике. Но если кто-то считает, что таким образом можно задушить младенца грузинской демократии в колыбели, — то этого не будет. Наша экономика еще слаба, но сломать ее не получится, — предупредил президент. — Предприятия в Грузии, которые потребляют газ, в основном находятся в российском владении. Естественно, такой поворот не выгоден ни российскому, ни грузинскому бизнесу. Поэтому мы ведем консультации с российской стороной и надеемся найти более взаимоприемлемое решение. В конце концов, от политических решений ни в одной системе никто никогда не выигрывал».
Как известно, ряд грузинских политиков недавно снова инициировал дискуссию о целесообразности членства их страны в СНГ. Но Михаил Саакашвили заявляет, что у него лично «нет планов выхода из Содружества». «В парламенте это обсуждение идет, но каких-то срочных решений я не ожидаю. Да, СНГ совершенно не выполняет изначально возложенных на него функций: нет свободы передвижения, свободы торговли и т.д. Надо вести речь о снятии этих барьеров. Я склонен прагматично решать то, что касается конкретных вещей, а не выступать с декларацией, которую все запомнят на два дня, а на третий забудут. Механизмы Содружества очень слабые. Но какие они ни есть, я намерен их до конца использовать», — заявил Михаил Саакашвили.
ТИШИНА БЫВАЕТ В БОЛОТЕ
Естественно, журналисты спросили у грузинского президента, как он оценивает перемены в украинском политикуме, определенное разочарование общества; что мог бы посоветовать украинским лидерам. «Я не судья украинской внутренней политике, хотя очень радуюсь за все хорошее и переживаю из-за ваших проблем, — ответил он. — Через год после революции у нашего правительства был меньший рейтинг, чем сейчас. Естественно, у людей сразу возникли большие ожидания. Затем были определенные проблемы из-за неоправдавшихся надежд. Однако все, что мы записали в своей программе, мы выполнили: удвоение пенсий, сокращение налогов на землю, борьба с коррупцией, введение элементарных социальных услуг. Прошел еще год, и ожидания стали гораздо реалистичнее, люди стали все больше замечать перемены к лучшему. Главное — терпение и понимание, что мы находимся на очень сложном, но правильном пути».
Одним из главных достижений Михаил Саакашвили считает то, что «все лидеры грузинской революции, к сожалению, за исключением скончавшегося премьер-министра Зураба Жваниа, остались в одной команде». «Все те, кто штурмовал парламент два года назад, до сих пор вместе. Какое парламентское большинство мы имели после выборов — таким оно и осталось за эти почти два года. Это мало кому удалось в постреволюционных странах Восточной Европы», — сказал президент.
Одной из проблем Грузии часто называют отсутствие сильной оппозиции — при этом многие аналитики сходятся во мнении о том, что вины властей в этой ситуации нет. «Мы бы хотели видеть конструктивную, реальную оппозицию. Но ее невозможно вырастить в инкубаторе, — сказал Михаил Саакашвили. — Все равно, есть позитивные тенденции: в последние несколько месяцев в нашем парламенте никто не дрался (в прямом смысле слова). Да, появились «оппозиционные элементы», которыми управляют из-за границы и иногда показывают по иностранным телеканалам, но это совершенные маргиналы, и мы их не боимся. Чем сильна Грузия — все имеют право высказать свое мнение. Грузины — очень темпераментный народ в дебатах, но наша политическая система очень стабильная. Чем выше температура политических дебатов, тем быстрее страна развивается. Тишина бывает в болоте. Главное, чтобы политические дебаты способствовали движению страны вперед. И в этом плане у нас, по-моему, пока все нормально. Опросы самой авторитетной международной организации «Институт Гэллапа» показали, что сегодня 71% грузин верят, что мы на правильном пути. Это самый высокий показатель в Европе. Не только президент, но и несколько других важных политических лидеров имеют рейтинг выше 70%, несмотря на то, что у нас свободные СМИ и можно ругать всех. Многие этим и занимаются, что мы только приветствуем, потому что это — свобода и демократия».
КОРРУПЦИЯ КРАДЕТ БУДУЩЕЕ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
«Мы увеличили бюджет Грузии минимум в 4,5—5 раз, — рассказал Михаил Саакашвили. — Два года назад у нас не было постоянного снабжения электроэнергией, а сейчас практически вся страна этим обеспечена. За последний год мы построили больше дорог, чем за последние 20—25 лет, и будем продолжать этот темп строительства. В прошлом году экономический рост в Грузии составил почти 7%, в этом году мы ожидаем 9% — при всем том, что растут цены на энергоносители. Для сравнения — Россия в этом году имеет рост около 5%… В страну приходят большие инвестиции. У нас один из самых низких уровней коррупции в Европе: пятикратное увеличение бюджета произошло не за счет каких-то особых доходов — просто то, что раньше воровали, теперь превратилось в дороги, больницы, школы. Сперва нас обвиняли чуть ли не в каких-то авторитарных методах, но сейчас все восприняли то, что люди отвечают по закону. Мы предали правосудию не только некоторых наших бывших оппонентов. Некие значительные должностные лица, которых мы сами привели, сейчас находятся в местах не столь отдаленных. Мы ни с кем не церемонимся: украл — должен отвечать. Коррупция неприемлема, потому что крадет будущее у каждого человека в нашей стране. Конечно, Грузии надо пройти еще очень долгий путь, чтобы действительно стать успешной. После 15 лет разрухи невозможно сразу встать на ноги. У нас нет послереволюционной эйфории, наш реальный оптимизм основан на том, чего мы достигли за эти два года и чем мы очень гордимся».
Коснувшись проблемы территориальной целостности Грузии, Михаил Саакашвили сказал, что «Грузия никуда не спешит». «Сразу ничего хорошего быть не может, быстро случается только плохое. Чтобы достичь хороших результатов, надо упорно работать. И мы будем это делать. Я уверен, что объединению Грузии нет альтернативы. Это маленькая страна, которая была единой в течение многих веков и будет единой снова», — заявил президент.
Выпуск газеты №:
№224, (2005)Section
День Планеты