Европа закрывается на переучет...
Недавно, выступая с лекцией в Европейском университетском институте, президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу образно высказался о формате новых отношений Европейской унии с нашим государством: «Мы очень далеки от того, чтобы дать Украине четкий сигнал о полном консенсусе внутри ЕУ относительно перспектив ее членства».
Такая позиция брюссельского руководителя определенным диссонансом звучит на фоне подслащенных украинскими комментаторами интерпретаций заявлений Европейской унии относительно перспектив членства в нем нашего государства, однако она отображает реальное положение дел. О причинах чрезмерной осторожности ЕУ относительно Украины и о способах ее преодоления стоит задуматься особенно.
УНИЯ ИСЧЕРПАЛА ЛИМИТ РАСШИРЕНИЯ
Худшее время для озвучения стремлений Украины на членство в Европейской унии трудно представить: Европа уже не ощущает ледяного дыхания «холодной войны» — скорее наоборот: наркотическую приветливость российских энергоресурсов; формат предыдущего расширения замедлил динамику экономического роста ЕУ; культурные проблемы с иммигрантами и в итоге сам внешний образ нашего государства — все эти и ряд других факторов — не лучший стимул для интеграционных сантиментов европейцев относительно Украины.
Трудно высказаться более четко о современных проблемах объединенной Европы, чем это делает сам президент Европейской комиссии: «Если кто-то думает, что Европу можно критиковать с понедельника по субботу, а в воскресенье призывать проголосовать за Конституцию — он не прав», — действительно, с учетом негативных ответов на референдуме относительно Европейской конституции во Франции и Нидерландах и в ряде других политических кризисов, отмечается общая тенденция национальных политических элит списывать все экономические неурядицы на мифологизированный «Брюссель».
Анализируя общие тенденции на европейском политическом и культурном пространстве, следует отметить, что ЕУ на данный момент исчерпала собственный лимит расширения и в ближайшие годы будет сосредоточена на углублении интеграционных процессов в существующих пределах (с привлечением Болгарии и Румынии, дело о присоединении которых является практически решенным вопросом).
Украинские стремления вскочить на ступеньку европейского поезда воспринимаются в Брюсселе без особого энтузиазма. Наоборот, нам предлагают постепенную либерализацию торговых отношений и углубленное партнерство хороших соседей. Однако перспективы членства Украины в ЕУ не стоят даже в долгосрочной повестке дня.
НАСИЛЬНО МИЛ НЕ БУДЕШЬ
Тот факт, что разговоры о членстве Украины в ЕУ для унийных лидеров — политическое табу, добавляет нашей европейской цели мифических признаков недосягаемости. Создается впечатление, что чем скорее наше государство отдаляется от бутафорского самолюбования собственной европейскостью, чем четче выкристаллизовывается позиция самой ЕУ относительно нежелания видеть Украину внутри этого альянса, тем более пылкими становятся европейские стремления самих украинцев.
Чтобы превратить эмоции и желания в стратегический план перестройки европейской интеграции, нужно прежде всего констатировать, что на данный момент даже разговоры о гипотетическом членстве Украины в ЕУ будут вызывать легкое раздражение у европейских рулевых. Причины этого очевидны, однако последствия могут быть достаточно разными: от политического «привыкания» до постоянных акцентов Украины на собственных европейских амбициях, и вплоть до полного игнорирования данной темы.
Европейская уния пережила уже не одно расширение, и ее лидеры понимают, в какое время дискуссия о следующих присоединениях должна выйти на пиковую стадию. В такой момент ЕУ предоставляет всевозможную поддержку европейским амбициям потенциальных членов, в другом же случае это вызывает, по меньшей мере, снисходительную улыбку.
Украинцы не одни, кому не терпится услышать о собственных унийных перспективах. Сейчас мы полностью повторяем ошибки государств Средиземноморья, особенно Северной Африки. Их претензии на европейское сближение раздаются еще более категорично, длятся значительно дольше и выглядят, очевидно, еще менее реально, чем украинские.
Основная задача украинского общества — обнаружение золотой середины между четким и выразительным «навязыванием» себя Европе, «приучением» ее к украинскому вопросу и предотвращение наивно-мантричного повторения о собственных европейских амбициях.
Сегодня голос нашего государства в Европе ассоциируется исключительно с официозом, а следовательно, остается невыразительным и незамеченным. Многие в Европе считают Украину территорией, за которую политически соревнуется Россия и Польша, и вопрос гипотетического польско-украинского альянса внутри ЕС также не у всех вызывает позитивную реакцию, особенно в контексте смело-агрессивной политики польского государства на европейской арене.
Рассматривать перспективы членства нашего государства в Европейской унии следует, исключительно полагаясь на внутренние ресурсы самой Украины. Нужно прекратить герменевтические расшифровывания намеков Европейской унии и понять, что для того чтобы донести единую украинскую позицию Европе, ее прежде всего нужно сформировать внутри самой нации.
Выпуск газеты №:
№62, (2006)Section
День Планеты