«Европейцы ведут себя как настоящие союзники»
Эксперт - о солидарности Брюсселя с британским расследованием атаки в Солсбери
Во время саммита ЕС в Брюсселе одной из главных тем стало отравление российского экс-шпиона Сергея Скрипаля и его дочери Юлии более двух недель назад в британском городе Солсбери.
РЕАКЦИЯ БРЮССЕЛЯ
Во-первых, ЕС решил вызвать своего посла в России для консультаций, пишет Би-Би-Си. А во-вторых, Совет Европы принял выводы относительно этой атаки. В документе, в частности, отмечается, что организация «осуждает недавнюю атаку в Солсбери, выражает глубочайшие соболезнования тем, чья жизнь оказалась под угрозой, и поддерживает продолжающееся расследование». Кроме того, Совет Европы «согласен с суждением правительства Великобритании, что с высокой вероятностью Российская Федерация ответственна и что нет никакого правдоподобного альтернативного объяснения». «Мы стоим в безусловной солидарности с Соединенным Королевством перед лицом этого серьезного вызова нашей общей безопасности», - говорится в выводах. Также ведомство призвало усилить устойчивость ЕС перед химическими, биологическими, радиационными и ядерными рисками, включая более сильное сотрудничество между ЕС и его членами, а также с НАТО.
После переговоров с коллегами глава правительства Великобритании сказала, что «угроза, которую представляет Россия, не уважает никаких границ. Это угроза нашим ценностям и это правильно, что здесь, в Совете Европы, мы стоим вместе, чтобы подтвердить эти ценности».
Кроме того, во время саммита Тереза Мэй встретилась с президентом Франции Эммануэлем Макроном, канцлером Германии Ангелой Меркель. Как сообщает Bloomberg, трое политиков согласились, что за отравлением Скрипаля может стоять Россия и что нужно послать сигнал президенту Владимиру Путину.
РЕАКЦИЯ СМИ
Би-Би-Си отметило, что тон заявления Совета Европы несколько отличался от предыдущего заявления министров ЕС, где только отмечалось, что они очень серьезно воспринимают предположение Великобритании, что за атакой стоит Россия.
«Разговор относительно России продолжился даже после того, как они достигли договоренности по поводу формулировки, что привело к решению вызвать посла ЕС в Москве для консультаций. Речь шла и о том, что некоторые страны также думают об отзыве своих послов из России или высылке российских дипломатов в знак солидарности с Соединенным Королевством», - пишет Politico. Издание также цитирует слова немецкого канцлера Ангелы Меркель, которая отметила, что ЕС не будет ждать вердикт Организации по запрещению химического оружия относительно образцов, предоставленных Британией. «Мы решительно будем действовать в единстве через наши слова, но также, возможно, и дальнейшие меры», - сказала она.
«ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО ИСТОРИИ, И ДЛЯ РОССИИ ОНА МОЖЕТ НИЧЕМ ХОРОШИМ НЕ ЗАКОНЧИТЬСЯ»
Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Центра «Новая Европа»:
- Это решение можно оценивать положительно. Многие следят за саммитом именно в том ключе, удастся ли договориться европейцам с Британией на фоне Брекзита. Все понимали, что есть ряд лидеров ЕС, которые не удовлетворены британским решением на референдуме и считают его едва ли не предательством европейской идеи. В этой ситуации европейцы ведут себя как настоящие союзники, которые дают понять, что есть вещи стратегического характера – важнее каких-то сиюминутных политических интересов. Европейцы показывают, что, несмотря на распри, возможные разногласия относительно достаточно серьезных вопросов, в том числе по европейской интеграции, на континенте есть консенсус относительно адекватной оценки вызовов в вопросах безопасности и соответствующего реагирования.
На самом деле это входит в видение Великобритании того, как выстраивать свои отношения с ЕС после выхода. Великобритания как раз хочет, чтобы это братство строилось на сфере безопасности и оборонной кооперации, о чем заявляла Тереза Мэй в прошлом году. Британский премьер как раз говорила об общих вызовах, стоящих перед континентом, - миграционном кризисе и террористической угрозе. Кроме того, мы видим, что в этот ряд добавляется еще и российская угроза.
- С вашей точки зрения, почему речь пока не идет об углублении санкций в отношении России?
- Конечно, хотелось бы серьезных решений. Но, как по мне, это решение носит больше символический политический характер. Но надо понимать, что это только начало истории. Мы еще должны следить за самим расследованием дела. Кроме того, понимаем, что в ЕС есть сторонники диалога с Москвой, страны, которые настаивают на максимальном количестве доказательств, подтверждающих причастность России к скандальному отравлению бывшего российского шпиона. Думаю, что это исходный сигнал, чтобы показать, что в ЕС всерьез воспринимают те новости, которые идут из Лондона, что в ЕС все партнеры и союзники готовы выразить солидарность Великобритании.
Сейчас ЕС прежде всего дает ответ на ту неадекватную реакцию, которую мы наблюдали от Москвы. Ведь вместо того, чтобы проявить добрую волю и помочь Великобритании в расследовании, мы видели совершенно циничное и вызывающее поведение Москвы в ответ на вопросы Лондона.
Также можем вспомнить, как вводились санкции ЕС в контексте российской агрессии против Украины. Было три волны санкций: одни были менее ощутимы для РФ, а другие - более заметны. Все началось с того, что ЕС приостановил любые переговоры с РФ, например, относительно безвизовых поездок для граждан России, а дошло до персональных санкций и санкций в отношении целых российских предприятий.
Я вижу в этом только начало истории, и для России она может ничем хорошим не закончиться. ЕС, вместо того, чтобы, как надеется Россия, обсуждать возможное смягчение санкций, обсуждает их введение. Причем это может быть целый комплекс санкций. Ведь есть санкции, введенные после аннексии Крыма, связанные с ситуацией на Востоке Украины. Может быть внедрен также пакет в связи с вмешательствами РФ в дела стран - членов ЕС. Но согласиться, что эта реакция могла быть и серьезнее.
Section
День Планеты