Европредложение
Украине предлагают экономическое соседство без перспективы членства![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061205/4213-3-1.jpg)
Европейский Союз хотел бы видеть Украину частью так называемого экономического соседского содружества. Такое заявление сделала Европейский комиссар по вопросам внешних отношений и политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер в Брюсселе, представляя новые предложения Европейской комиссии, направленные на углубление европейской политики соседства, в рамках которой также осуществляется сотрудничество Украина — ЕС. Следует отметить, что новые предложения не намечают перспективы членства для стран, стремящихся вступить в Евросоюз. В Еврокомиссии отмечают, что новые предложения направлены на улучшение внедрения этой политики при помощи инициативы со стороны Евросоюза в плане предоставления помощи партнерам, желающим продолжить реформирование «быстрее и лучше». Новые предложения сопровождают отчеты по имплементации европейской политики соседства, указывается в Коммюнике, которое будет принято в работу во время немецкого президентства в первой половине 2007 года.
Не упоминаются в новых предложениях и перспективы членства Украины в ЕС. А вместо этого предлагается как можно более тесное соседство. «Я думаю, что есть множество возможностей подвести Украину как можно ближе к Европейскому Союзу, и, как я говорила, в долгосрочной перспективе это идея иметь так называемое экономическое соседское содружество», — цитирует слова Ферреро- Вальднер Интерфакс. В то же время она признала, что будущее невозможно предсказывать в данный момент, и поэтому она считает, что украинские партнеры понимают это очень хорошо. В связи с этим Ферреро-Вальднер высказалась за то, что украинская сторона должна использовать все возможности, существующие на данный момент, в том числе и инвестиционный фонд, также являющийся одним из пунктов новых предложений Европейского Союза в отношении европейской политики соседства.
К слову, в 2006 году Украине в рамках европейской политики соседства было выделено 100 млн. евро, а в 2007 предлагается 120 млн. евро (рост составит 20%). В общем бюджет европейской политики соседства для стран-партнеров на период с 2007 по 2013 годы составит 12 миллиардов евро. Всего в рамках европейской политики соседства ЕС сотрудничает с 16 странами: Алжир, Армения, Азербайджан, Беларусь, Египет, Грузия, Израиль, Йордан, Ливан, Ливия, Молдова, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис и Украина. В Еврокомиссии считают, что первые 18 месяцев ведения европейской политики соседства дали хорошие результаты. «Политика соседства имела позитивное начало, но Европейский Союз может сделать значительно больше», — подчеркнула Ферреро-Вальднер. Еврокомиссар отметила, что ЕС и Украина очень хорошо работают в рамках европейской политики соседства. Еврокомиссар в качестве перспективы видит намного больше возможностей, в частности, углубленное соглашение о зоне свободной торговли. Но это станет возможным после того, как в конце 2006 года или в начале 2007 года будет закончен процесс вступления Украины в ВТО.
Среди предложений, разработанных Еврокомиссией, названы «четкие перспективы для всех партнеров по европейской политике соседства, как восточных, так и южных», по углублению экономической и торговой интеграции с ЕС и направленные на создание зоны свободной торговли. Также предлагается «значительное улучшение визовых процедур для определенных типов людей», «регулярные встречи на уровне министров и экспертов с партнерами европейской политики соседства» с целью обсуждения вопросов энергетики, транспорта, окружающей среды и сферы здравоохранения. Предусматривается укрепить политическое сотрудничество, увеличить роль ЕС в конфликтных регионах.
Однако в украинских дипломатических кругах не разделяют оптимизма относительно новых предложений Еврокомиссии (ЕК). Информированный источник считает, что для украинцев новый документ в целом оставляет довольно неприятное, унизительное впечатление. «Унизительное не только из-за компании стран, в круг которых нас без нашего согласия записали. Унизительное не только потому, что ничего по существу ЕС не сделал и ничего, кроме собственных эгоистических интересов, не видит в нашем регионе. Унизительное, в первую очередь, потому что без нас нам определяют наше будущее — что-то вроде резервации, и говорят: на будущее не будем загадывать, но сидите где сидите, не усложняйте нам жизнь вашими европейскими амбициями — и мы за это дадим вам конфету и будем вас хвалить», — сказал собеседник. С его точки зрения, чем быстрее Украина откажется от Европейской политики соседства (ЕПС), тем лучше.
Дело в том, объясняет он, что ЕПС с самого начала ее внедрения де-факто позиционировалась со стороны ЕС как альтернатива политике расширения, и поэтому является несовместимой с украинским видением отношений с ЕС. Свидетельством этого является присутствие в Коммуникации ЕК №373 (2004) концепции о том, что ЕПС «предлагает средства укрепления отношений между ЕС и странами-партнерами, отличные от возможностей, предусмотренных для европейских стран статьей 49 Договора о ЕС». В интервью украинским СМИ накануне Хельсинкского саммита Украина — ЕС в октябре этого года Ферреро-Вальднер сказала, что «Украина сегодня не может рассчитывать на перспективу членства, поскольку является участником ЕПС». Следует заметить, что в ЕПС главным является принцип дифференциации. Как свидетельствует анализ, ЕС применяет этот принцип к странам-партнерам на выборочной основе только в тех случаях, когда ему это выгодно. Вышесказанное касается, в частности, сферы сельского хозяйства или передвижения лиц. В отличие от ряда стран-партнеров в рамках ЕПС, ЕС (по абсолютно очевидным причинам) отказался от включения в План действий (ПД) с Украиной положений, касающихся сотрудничества между Украиной и ЕС в сфере сельского хозяйства, и обсуждения этой проблематики в рамках ЕПС.
Свидетельством одностороннего подхода ЕС к ЕПС является тот факт, что в оценках выполнения ПД, периодически подготавливаемых европейской стороной, речь идет только о состоянии их реализации странами-партнерами. При этом абсолютно не упоминается уровень и состояние выполнения/невыполнения собственных обязательств ЕС в рамках планов действий.
Фрагментарный подход ЕС и его результаты прямо противоречат принципам ЕПС как целостной политике, призванной «развить все более тесные отношения, выходящие за рамки сотрудничества и направляющиеся к постепенной экономической интеграции и политическому сотрудничеству между Украиной и ЕС».
КОММЕНТАРИЙ
Василий ФИЛИПЧУК , заместитель представителя Украины при ЕС:
— Мы внимательно изучим обнародованные документы Европейской комиссии относительно политики соседства. Хотел бы подчеркнуть: это политика ЕС, а не Украины. Наша политика зафиксирована в многочисленных документах Президента, парламента и правительства государства, и определяет целью интеграцию в ЕС, а не соседство. Европейская политика соседства нами была принята как инструмент подготовки к переводу отношений с ЕС на качественно более высокий уровень, как переходный этап между ЕПС и новым соглашением — соглашением, которое, на наш взгляд, должно базироваться на принципах политической ассоциации и экономической интеграции. В начале 2008 года трехгодичный период Плана действий Украина — ЕС завершится и, надеюсь, мы сможем уже работать над внедрением именно этого соглашения, а не «чужой» для нас (по ее нынешней сути) политики соседства, к тому же доказавшей, что она не может адекватно решать многие из тех вопросов, в которых заинтересована Украина. Я лично не думаю, что относительно Украины политика соседства имеет большое будущее и сможет заменить евроинтеграционную политику. Чем быстрее мы разработаем новое соглашение, определим в нем взаимоприемлемые задания и сконцентрируемся на практическом сотрудничестве, тем лучше. А Европейскую политику соседства ЕС может и дальше развивать, но не относительно европейского государства Украина.
Выпуск газеты №:
№213, (2006)Section
День Планеты