Фемида на конвейере
В конце прошлого года уже был осужден якобы один из участников покушения на Туркменбаши — бывший вице-премьер и министр иностранных дел страны Борис Шихмурадов. Судебный процесс продолжался недолго — только один день, что дало основания западным правозащитникам сравнить туркменскую судебную систему со сталинской. Судебное слушание весьма походило на театрализованное действо, проведенное не для выяснения правды, а для демонстрации верности бессменному лидеру Туркменистана. Сначала предлагалось засадить экс- министра на 25-летний срок, потом пошла речь о расстреле Шихмурадова, однако после заявления Ниязова, что Туркменистан еще в 1999 году отказался от такой меры наказания, обвиняемого осудили на пожизненное заключение. Кульминационным моментом в процессе «самого демократичного» туркменского суда стало телевизионное «признание» Шихмурадова. С потупленным взором тот заявил: «Я не тот человек, который способен руководить государством, а наоборот, преступник, который только и способен, что разрушить его». Не очень похоже на проявление чистосердечности, не так ли? Судьба 32 человек, которые появятся на скамье подсудимых на этой неделе, очевидно, так же предрешена. Туркменбаши, не вникая в тонкости юриспруденции, а именно игнорируя базовое понятие о презумпции невиновности, уже успел заявить, что 20 человек будут осуждены, а 12 отправлены на поселение в отдаленные районы Туркменистана. «Вот таким образом нужно укреплять правопорядок в стране», — отметил господин Ниязов, сообщает Интерфакс.
Осуждать подозреваемых конвейерным методом в Ашхабаде не стесняются даже на фоне критики, звучащей в адрес страны едва ли не со всех концов мира. Перед новым годом представитель Госдепартамента Соединенных Штатов Филипп Рикер выразил глубокую обеспокоенность действиями туркменских властей, а также «заслуживающей доверия информацией по поводу пыток и нарушения прав подозреваемых». Официальная власть Туркменистана не стала давать никаких разъяснений. В свою очередь все государственные масс-медиа на прошлой неделе выступили с критикой американцев. «Филипп Рикер, мы советуем вам быть более старательным, а не тратить зря свои усилия, и не лезть из шкуры в своей надежде, что ваши клеветнические обвинения расколют туркменский народ», — говорилось в письме, подписанном редакторами газет. Представление альтернативной точки зрения при этом невозможно априори из-за отсутствия в стране независимой прессы. Однако на этом нагнетание обстановки вокруг туркменского процесса не прекращается. Во-первых, свой гнев Ашхабад выразил Узбекистану, поскольку посол этой страны в Туркменистане укрывал Шихмурадова. По подозрению Ашхабада, в России скрываются еще некоторые участники покушения на Ниязова. В частности — бывший глава Центрального Банка Худайберды Оразов и бывший посол в Турции Нурмухаммед Ханамов. Вчера туркменский президент в этой связи заявил, что его страна рассматривает возможность приостановления действия соглашения с Россией о двойном гражданстве, поскольку действие этого документа якобы помогает преступникам из Туркменистана скрываться от правосудия.
Судебная эпопея по-туркменски, очевидно, на этом не завершится даже при повышенной оперативности властей. Кто следующий? Этот вопрос для туркмен отнюдь не риторический.