Галопом по Европам
Можно ли позавтракать традиционным беконом с яичницей в Англии, пообедать супом с червяками и филейной частью собаки чау-чау в Китае, а на ужин выбрать один из множества сортов колумбийского кофе?
Да! И для этого совсем необязательно иметь счет в швейцарском банке и самолет. Достаточно только посетить ЕХРО-2000 в Ганновере.
Что действительно сразу бросается в глаза, так это огромное число хромированно-стеклянных громад павильонов в стиле hi-tech и еще большее количество людей, унифицированных в своем разнообразии. При рассмотрении каждого конкретного индивидуума посетителей выставки, наличие на нем неофициальной униформы типа «туристы всех стран, соединяйтесь», а именно джинсов, футболок, кроссовок ровным счетом не говорит ничего о том, что находится под джинсово-синтетической маской, под личиной последних моделей NIKE и АDIDAS, то ли холодная рассудительность северянина, то ли страстное сердце латино-американца, то ли самопознающие инь-янь азиата, то ли мятущаяся в лабиринтах инстинктивного подсознания душа африканца. Так и глядя на современную интерпретацию триединства (стекло, металл, пластик) во внешнем облике павильонов EXPO-2000, трудно представить себе белое солнце пустыни, освещающее стенды государств Ближнего Востока, кстати, совсем не такие пустынные, как сами эти страны, архимелодичные праритмы, царящие на африканской экспозиции, или атмосферу remix в стиле techno на тему конфуцианского монастыря, присущую приготовившимся к экономическому прыжку азиатским тиграм — странам Дальнего Востока. Вообще к названию выставки «Человек, Природа, Техника» хорошо бы добавить приписку «нужное подчеркнуть». Ведь успех и развитие одной из этих стихий почти неизбежно происходят в ущерб остальным: совмещать приятное с полезным удается далеко не всем. Да никто и не пытается этого делать. Мальдивы и Никарагуа, как это ни странно, не претендуют на роль постиндустриальных держав, председателей содружества большой восьмерки и заочных членов Евросоюза. Зато как раньше европейцы за зеркала, цветные бусы, пестрые ткани приобретали золото и земли аборигенов, так теперь эти же аборигены продают те же яркие маски, статуэтки и плетеные корзинки, а европейцы с легкостью отдают за них свои марки и франки.
Япония не строит из себя эдемский сад с кристальным воздухом, с девственными лесами и с пасущимися рядом овцой, волком и японцем. Демонстрируя, с какой скрупулезностью, сохраняется каждая цветущая ветка на сакуре, каждый камешек на склонах Фудзиямы, каждая молекула прямо-таки по-космически дефицитного у них кислорода от неправильного (читай экономически невыгодного) использования, с истинно даосийским смирением Япония как бы заявляет: «Нет, мы не хотим быть первыми, мы просто вне конкуренции!». Купол японского павильона, переходы внутри его и даже современная, обтекаемой формы машина, которая может развивать скорость до 80 км/час, сделаны из спрессованной бумаги. Закончится выставка, все будет переработано в обычную бумагу. В аргентинском павильоне звучала музыка. Играл полный достоинства пожилой аккордеонист. Появилась молодая пара и исполнила аргентинское танго. И было так много темперамента в этом танце, что все почувствовали горячее, полное страсти дыхание этой страны.
Вершина мира Эверест. И страна, которая ближе всех к небу — Непал. Павильон этой страны представляет собой храм, выполненный из дерева, богато и разнообразно декорированного резьбой. Здесь есть место для медитаций. Рядом работают мастера, которые на твоих глазах превращают дерево в изысканный узор. Их руки со вздувшимися венами выполняют эту работу привычно и легко. Здесь царит неторопливость и покой. Но, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. С ностальгической пустотой в желудке приближаемся к украинскому стенду. И встречают нас две самые характерные для Украины вещи. Первая — единственный и неповторимый супер-трактор, который, кажется, оставил битву за урожай на тучных нивах и явился поддержать нашу Батькивщину, правда, пока совсем один. А вторая, а ну-ка, угадайте с одной попытки!? Правильно! Конечно портрет (понятно — чей) на всю стену.
Наш стенд, зато эклектичен, так как отличается смешением лучших традиций соцреализма, правда, уже с человеческим лицом, и тщательного евроремонта. Ну а что нам демонстрировать? Технику? На этом пути нам никого не удивить и славы не сыскать. Но из лозунгов выставки остается «Человек. Природа». А ведь это и есть наша Украина. Но не в слайдах и не в коробочке, где демонстрируется самая плодородная земля.
А давайте примем посетителей нашего павильона как принято у нас встречать дорогих гостей — с хлебом-солью. Проведем их через поля с золотыми колосьями пшеницы, через луга, с ароматом свежескошенной травы в украинскую хату. Бабушки наши украшали ее вышитыми рушниками. А в вышивке этой вся история жизни: и надежда, и любовь, и горечь. Пусть будет здесь и украинская печь — покажем, как хлеб печем насущный, может из гостей кто-нибудь захочет тесто месить или хлеб из печи ухватом доставать? Угостим их, и пусть услышат наши песни и закружатся в наших танцах. Экспозиция на стенде сменная и поэтому каждый из регионов нашей страны обязательно внес бы в оформление что-то свое. И было бы это по-украински, по-людски (як у нас кажуть, тому що з людьми і для людей).
Может быть все это наше «вчера»? Но без него у нас нет «сегодня» и не будет «завтра». Кто сумел сохранить, тот сумеет и создать. Люди разных национальностей и разной веры идут из павильона в павильон, идут друг к другу и это самое главное, что начинаешь чувствовать на выставке. Все мы разные, но мы должны научиться жить вместе и не только друг с другом, но и с природой, не подчиняя ее нашим требованиям, а сохраняя ее. Эта выставка, как символ надежды на то, что новое тысячелетие — это путь к сближению разных стран и народов на основе уважения их традиций, самобытности и это будет служить духовному обогащению всех людей планеты.
Выпуск газеты №:
№177, (2000)Section
День Планеты