Газ за рубли, или куда пропал Шойгу
Владимир Путин решил объявить экономическую войну Евросоюзу. На совещании с членами правительства он сообщил: «За последние несколько недель, как вы знаете, рядом западных стран были приняты нелегитимные решения по так называемой заморозке российских активов, и этот «коллективный Запад» фактически подвёл черту под надёжностью своих валют – об этом тоже мы уже говорили, – перечеркнул доверие к этим валютам. И Соединённые Штаты Америки, и ЕС объявили, в принципе, дефолт настоящий по своим обязательствам перед Россией. И теперь в мире каждый знает – так-то подозревали, а теперь знает каждый, что обязательства в долларах и евро могут быть не исполнены. Уже давал определение подобным действиям, не буду сейчас вдаваться в детали, но совершенно очевидно, что в этой связи поставлять наши товары в Европейский союз, в Соединённые Штаты и получать оплату в долларах, евро, ряде других валют не имеет для нас уже никакого смысла. Поэтому мною принято решение в самое короткое время реализовать комплекс мер по переводу оплаты – начнём с этого, с нашего природного газа – переводу оплаты нашего природного газа, поставляемого в так называемые недружественные страны, на российские рубли, то есть отказаться от использования в таких расчётах всех скомпрометировавших себя валют. При этом хочу отдельно отметить, что Россия продолжит, безусловно, поставлять природный газ в соответствии с объёмами и по ценам, по принципам ценообразования, зафиксированным в заключённых ранее контрактах. В отличие от некоторых коллег мы дорожим своей деловой репутацией надёжного партнёра и поставщика. Изменения коснутся только валюты платежа, которая будет изменена на российские рубли. Прошу Правительство дать соответствующую директиву «Газпрому» по внесению изменений в действующие контракты. При этом всем зарубежным потребителям должна быть предоставлена возможность совершать необходимые операции, и нужно создать для них понятную, прозрачную процедуру проведения платежей, включая приобретение российских рублей на нашем внутреннем валютном рынке. Прошу Банк России совместно с Правительством в недельный срок определить порядок совершения таких операций».
Данное заявление привело к подъему курса рубля, но каковы его долгосрочные экономические и политические последствия? Понятно, что оно приурочено к визиту в Европу президента США Джо Байдена на предстоящий саммит НАТО и вероятному принятию пятого пакета санкций против России на саммите Евросоюза, в связи с чем обсуждается возможность введения антироссийского нефтяного эмбарго. В ближайшие дни продажа российского газа за рубли приведет к укреплению позиций рубля, а в дальнейшем все будет зависеть от ответа Запада. Если Евросоюз примет российские условия, то для того, чтобы покупать рубли за евро и доллары, ЕС придется так или иначе нарушать свои финансовые санкции или отменять часть из них. На этом, очевидно, и строится расчет Путина. Однако в Австрии уже заявили, что будут продолжать покупать российский газ за евро. Также министр экономики Германии утверждал, что продажа российского газа за рубли – это нарушение условий действующих контрактов. Поэтому нельзя исключить, что Евросоюз откажется платить за газ в рублях. Тогда у Москвы будет очень сложный выбор. Зима в Европе кончилась. Наступила довольно теплая весна, когда потребление природного газа падает. В то же время, до пикового периода летней жары, когда газ понадобится, чтобы производить электроэнергию для работы кондиционеров, еще далеко. Поэтому в ближайшие 2-3 месяца отсутствие или сокращение поставок российского газа не будет для Евросоюза критичным. Россия, конечно, может пойти на принцип и вовсе отказаться от поставок газа, если за них будут платить долларами или евро, а не рублями. Однако тогда весьма вероятным ответом Евросоюза станет нефтяное эмбарго против России, а это поставит российскую экономику на грань выживания. Вместе с тем, если Евросоюз и Россия каким-то образом договорятся об оплате поставок газа, то введение нефтяного эмбарго со стороны ЕС в ближайшее время станет маловероятным.
Также Москве придется решать сложную проблему с лизинговыми самолетами «Аэрофлота» и других российских авиакомпаний. Иностранные владельцы уже потребовали возврата более 500 таких самолетов. Тут у российских властей выбор сложный. Можно просто национализировать указанные самолеты и затем использовать их только на внутренних линиях. Однако в этом случае «Боинг», «Эрбас» и другие владельцы самолетов прекратят их регламентное обслуживание, обновление программного обеспечения, ремонт и поставку запчастей. Можно также попробовать выкупить все самолеты, на что потребуется примерно 20 млрд. долларов. Тогда обслуживание самолетов компаниями-производителями, по всей видимости, сохранится. Однако из-за санкций значительно сократилось число внешних рейсов «Аэрофлота» и других российских компаний, и встает вопрос, нужно ли им в таких условиях столько авиалайнеров. Да и сумма в 20 млрд. долларов не маленькая, особенно в условиях ареста значительной части активов Центробанка России.
Появляются уже и некоторые косвенные признаки кризиса российской власти. Почти две недели, с 11 марта, не появляются на экранах телевизора и на публичных мероприятиях министр обороны России Сергей Шойгу и начальник Генерального штаба российских вооруженных сил Валерий Герасимов, хотя ранее они, и особенно Шойгу, довольно часто мелькали на телеэкранах. Ходят слухи о сердечном приступе у российского министра обороны. Это может быть признаком грядущей или уже наступившей опалы. Обоих генералов армии могут сделать козлами отпущения за крайне неудачные действия российской армии в войне против Украины. Примеры в советской истории были в эпоху Сталина. После неудачных боев с японцами у озера Хасан в августе 1938 года, спустя два с небольшим месяца после их завершения, был арестован бывший командующий Особой Дальневосточной армией маршал Василий Блюхер. До неминуемого расстрела по обвинению в заговоре и шпионаже в пользу Японии он не дожил, будучи забит до смерти во время следствия. После провальной для Красной Армии советско-финской войны 1939-1940 годов своих постов лишились нарком обороны маршал Климент Ворошилов и начальник Генерального штаба РККА Борис Шапошников. Ворошилова сняли с поста через два месяца после окончания «Зимней войны». Однако репрессиям он не подвергся, сохранив доверие Сталина и оставшись членом Политбюро. Шапошников сняли с поста через пять месяцев после завершения войны, причем, чтобы подсластить пилюлю, за эту войну он был произведен в маршалы, а после смещения с поста начальника Генштаба был назначен заместителем наркома обороны. Доверия Сталина Шапошников не утратил и вскоре после германского нападения на СССР вновь был возвращен на должность начальника Генерального штаба. После неудачного для Красной Армии начала Великой Отечественной войны по приказу Сталина были расстреляны командующий Западным фронтом генерал армии Дмитрий Павлов и еще целый ряд генералов. У Сталина была также мысль после проигрыша Смоленского сражения расстрелять начальника Генерального штаба генерала армии Георгия Жукова, будущего «маршала победы», но Молотов, Берия и другие члены Политбюро убедили генсека просто снять Жукова с должности начальника Генштаба и назначить командующим Резервным фронтом. Подозреваю, что судьба Шойгу и Герасимова может оказаться ближе к судьбе маршала Блюхера и генерала Павлова, чем к судьбе Ворошилова и Шапошникова. Тут никаких вариантов исключать нельзя.
Еще одним знаковым событием стал уход с поста специального представителя президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития и отъезд из России Анатолия Чубайса, сыгравшего немалую роль в приходе к власти Путина. Этот человек обладает невероятным политическим чутьем и сейчас очень похож на умную крысу, которая первой бежит с тонущего корабля.