Перейти к основному содержанию

Год не без плюсов

24 декабря, 00:00
«Отечественной дипломатии следует сосредоточить особое внимание на защите интересов Украины и граждан страны», — об этом Анатолий Зленко заявил вчера, комментируя основные задачи внешнеполитического ведомства Украины в 2003 году. Министр иностранных дел напомнил, что в начале 2003 года в Украине пройдет саммит глав СНГ. Кроме того, «2003 год станет годом имплементации документов, принятых на комиссии Украина — НАТО в рамках саммита в Праге, годом принятия ЕС новой стратегии относительно Украины», — подчеркнул он

Баланс для Украины с точки зрения ее положения на международной арене выглядит грустно. Беспрецедентно низкий уровень доверия, резкое ухудшение отношений с Соединенными Штатами и Великобританией, отсутствие какого-либо прогресса с Евросоюзом, провал переговоров по вступлению в ВТО... Незакрытая проблема «Кольчуг» переходит в следующий год. С другой стороны, не все так безнадежно. Успехом, в частности, может считаться первый шаг к изменению качества в отношениях с НАТО.

Торговать геополитическим и геостратегическим положением, действительно удачным, дальше уже невозможно, теперь уже необходимы шаги в доказательство своих претензий. Возможно, это было бы наиболее объективной оценкой, поскольку говорить о том, хуже или лучше предыдущего был этот год, очень сложно. В целом же, с точки зрения международного авторитета страны, можно утверждать, что последствия этого года, как и прошлых лет, еще долго будут влиять на любые попытки Киева заявить о себе и своих намерениях.

Резкое ухудшение и без того минимизированных в последние два года отношений с Соединенными Штатами, которое признал и министр иностранных дел Анатолий Зленко в выступлении по поводу Дня дипломатии, невозможно записать в актив Украины, которая по крайней мере теоретически еще пытается быть важным фактором международных отношений в регионе. Арсенал, применяемый Вашингтоном, пока что включает политическое давление и объявленные на 120 дней экономические санкции. Мотивация Соединенных Штатов — недостаточная открытость украинского руководства в расследовании обвинений в возможных поставках систем «Кольчуга» Ираку, а также недостаточные усилия в борьбе с отмыванием «грязных денег», большая степень коррумпированности. Соединенные Штаты заявляют о «кризисе доверия» к украинскому руководству, и в этом Вашингтон далеко не одинок. В то же время США отмечают поддержку программ, в частности, военного сотрудничества, развития малого бизнеса, местного самоуправления, выдачи государственных актов на владение землей, а также поддержку украинских негосударственных организаций и тому подобное. Соединенные Штаты серьезно отнеслись и к намерениям Украины приблизиться к НАТО — но избегая при этом разговора на высших уровнях государственного руководства. Вообще, отношения с Соединенными Штатами трудно характеризовать иначе, как провал, и не по вине дипломатии. Соответственно, провальными не могут не быть и другие направления, там, где голос Вашингтона если не решающий, то чрезвычайно влиятельный. Ситуация весьма напоминает показательную — то есть, Украина должна быть показательно наказана за невыполнение собственных обязательств.

Вряд ли год можно признать успешным в плане европейской интеграции Украины в качестве стратегической цели украинской политики. С одной стороны, не наблюдалось никакой стратегии и взвешенных тактических шагов, направленных на ее исполнение. С другой — ЕС не только не признает Украину готовой к предметному разговору, но и признает собственную неготовность, связанную со сверхтяжелым прогрессом в реализации собственного расширения. Внутренняя ситуация в Украине стала не последним фактором, в силу которого ЕС не может предложить Украине ничего иного, кроме непонятного и неопределенного статуса «соседа». Зато постоянные напоминания украинских руководителей о желании Киева подписать соглашение об ассоциации и в перспективе вступить в ЕС сегодня по разным причинам только раздражают и чиновников, и политиков Западной Европы. В Киеве же утверждают, что вообще бы и не упоминали об ассоциации с ЕС, если бы не заявление канцлера ФРГ Шредера в Киеве год назад. Год обозначил очень острую проблему для Украины: у нее практически нет ни одного лоббиста ее интересов на международном уровне (если действительно говорить об европейской и евроатлантической интеграции, то Россия на эту роль не подходит). И все происходящее, кажется, просто направлено на то, чтобы их и не было.

«Провальным» назвал движение Украины ко Всемирной торговой организации министр экономики Валерий Хорошковский. Впервые дана резкая и, кажется, справедливая оценка ситуации, сложившейся преимущественно по вине самой Украины, из-за отсутствия мотивации, четкой политики и персональной ответственности. То же самое можно сказать и об «европейском» направлении — поскольку вступление в ВТО является обязательной предпосылкой предметного разговора с ЕС хотя бы в торговых отношениях.

В то же время развитие отношений с НАТО можно бы расценивать как успех — без эйфории и преувеличенных ожиданий. Драматичный для Украины Пражский саммит Альянса, возможно, не открыл двери НАТО шире для Украины, чем это было раньше — но показал, как именно и с чем именно в них следует входить в новых условиях. Прорывы возможны — именно это очень часто говорится в комментариях к принятому в Праге Плану действий НАТО — Украина. За счет четкого выполнения этого Плана, а он сосредотачивается прежде всего на внутренней трансформации Украины, и тем самым не может не быть полезен. Банальное «ход за Украиной» в этом случае является правдой — Киеву предстоит доказать, прежде всего самому себе, что решение СНБОУ 23 мая о приближении к НАТО было стратегическим, и эта стратегия уже положена в основу ежедневной политики. А с этим — сложнее всего.

Год был также годом Украины в России. В этом году две страны не стали относиться друг к другу хуже или лучше. В этом году представители России так же, как и раньше, позволяли себе комментировать украинские внутренние дела, в этом году произошел очередной спад торговли между двумя странами, в этом году не уменьшился объем торговых войн. Наличие конфликтов при всем декларируемом партнерстве признается обеими сторонами, так же как и то, что в их основе, прежде всего, решения российской власти. В этом году также усилилось давление на Украину по поводу желательности для Москвы ее вступления в Евразийское экономическое сообщество. Об этом говорили, в частности, президент России Владимир Путин, премьер-министр Касьянов, спикер Госдумы Селезнев, посол России в Украине Черномырдин. Говорилось, что Россия на это пойдет, даже с потерями для своего бюджета, аргументами служило то, что только в этом случае Украина может рассчитывать на свободную торговлю с Россией. Никто однако, не говорил при этом, что в Украине в таком случае будут российские цены на энергоносители, и никто не упоминал, что даже против стран-членов ЕврАзЭС в России проводятся антидемпинговые расследования. Аргументация необходимости сбли жения экономик из-за необходимости их модернизации была бы справедливой, если бы Россия имела ресурсы для их модернизации (финансовые, технологические и другие), сравнимые с западными. И если бы это не выглядело так, что Москва просто стремится дешево использовать украинские возможности для собственного развития. Вступив в ЕврАзЭС, Украина будет основывать свое движение ко Всемирной торговой организации на тарифных и других условиях России — делают вывод украинские эксперты. «Умная страна двух интеграций себе позволить не может», — эти слова госсекретаря МИД Александра Чалого вызывают немалое раздражение в Москве. В то же время и в Москве идею «в Европу вместе» считают популистской и нереальной (об этом говорил и премьер-министр Касьянов, и российские эксперты). Предложения перехода от стратегического партнерства к стратегическому союзничеству с Россией, высказываемые сегодня и в Киеве, и в Москве, были бы неплохи, если бы удалось установить, какой именно тип союзничества предлагается, что это несет Украине в будущем, как это коррелируется с провозглашенным Президентом Кучмой европейским выбором. И украинские, и российские эксперты утверждают, что ни Киев, ни Москва не имеют никакой взвешенной, подробно разработанной стратегии двухсторонних отношений, какой- то четкой понятной политики, действуют спорадически и преимущественно на уровне договоренностей между президентами или группами влияния, что в результате не приносит позитива обеим сторонам. С этой точки зрения можно только констатировать, что год Украины в России, несмотря на заявления и внешнюю активность, был скорее неудачей с обеих сторон. Тем же может закончиться и год России в Украине.

Можно, конечно, гордиться тем, что Президент Украины был первым зарубежным лидером, посетившим Китай сразу после выборов нового руководства страны на очередном съезде КПК. А можно вспомнить, что китайская пресса «первым» назвала Путина, приехавшего в Пекин позже. К безусловным успехам относится «размораживание» отношений с Индией — но это не может перекрыть провалы на других участках.

Эмоционально воспринимая, год был, прежде всего, годом дальнейшей утраты и остатков международного авторитета, и многообещающих возможностей начала 90- х. Рассуждая более трезво, авторитет не является чем-то таким, что невозможно восстановить.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать