Перейти к основному содержанию

«Голубые шлемы» Украины

За время независимости в миротворческих операциях за рубежом приняли участие более 44 тысяч наших военных
14 июля, 18:31

15 июля — День украинского миротворца. Наши военные, рискуя собственными жизнями и даже неся потери, в течение последних 28 лет налаживали мир под флагом ООН во многих странах мира.

«ОТБЫТЬ НА БАЛКАНЫ...»

Конец 1980-х. Трещит по швам не только Советский Союз, но и другие, созданные подобным образом, государства. Югославия — одно из них. Во времена Иосифа Броз Тито ее сравнивали с авианосцем, который трудно потопить. Но после смерти маршала «авианосец» начал идти на дно. И «торпедировали» его не столько извне, сколько внутренние распри между республиками, которые входили в это государство. Поэтому вскоре на территории Югославии начал разгораться межнациональный конфликт, который впоследствии перерос в настоящую межэтническую войну. Поэтому Совет Безопасности ООН принял резолюцию о начале миротворческой операции по установлению мира. Тогдашний генсек этой организации Бутрос Гали предложил принять в ней участие и Украине как члену ООН. Высшее руководство согласилось, и МО — в сжатые сроки — сформировало 240-й специальный батальон численностью в более чем 400 человек, который отбыл в бывшую Югославию.

«Перед нашим прибытием туда выехала передовая группа и подготовила для нашего расположения казармы имени Иосифа Броз Тито, — рассказывает полковник запаса Сергей НАГОРЯНСКИЙ, участник тех событий. — Это был сектор Сараево. Сначала там находился только один канадский батальон, но из-за чрезмерной напряженности сюда впоследствии направили украинский и подразделения других стран. Главная задача украинцев — охрана и функционирование аэропорта Сараево, сопровождение конвоев с гуманитарной помощью. Кроме того, в функции украинцев входило содействие обмену военнопленными, телами убитых между конфликтующими сторонами. Наши ребята также патрулировали пятисотметровую зону, освобожденную от тяжелого вооружения. Мы также назначили в распоряжение штаба сектора взвод быстрого реагирования.

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УКРАИНЦЕВ — ОХРАНА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АЭРОПОРТА САРАЕВО, СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНВОЕВ С ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩЬЮ. ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ НАШИ ВОИНЫ ПРОВЕЛИ ОКОЛО ТЫСЯЧИ ГУМАНИТАРНЫХ КОНВОЕВ, ПОКАЗАВ СЕБЯ НАСТОЯЩИМИ ГЕРОЯМИ», — РАССКАЗЫВАЕТ ПОЛКОВНИК ЗАПАСА СЕРГЕЙ НАГОРЯНСКИЙ, КОТОРЫЙ НАХОДИЛСЯ В СОСТАВЕ УКРАИНСКОГО КОНТИНГЕНТА В БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ В НАЧАЛЕ 90-Х.

 

За несколько месяцев наши вояки провели почти тысячу гуманитарных конвоев, показав себя настоящими героями. Западные журналисты, которые освещали деятельность миротворцев на Балканах, почему-то «не замечали» наших успехов. Но после инспекторской проверки командующего сектора Сараево полковника Валентайна изменили свою позицию. Ведь он, ознакомившись с положением дел в секторе ответственности украинских «голубых шлемов», сказал, что «поражен объемом и качеством работ, проведенных личным составом Укрбата». Об этом он сообщил представителям масс-медиа многих стран, а также постоянного представителя Украины при ООН. А еще попросил передать нашим военнослужащим «особую благодарность и поздравления с успешным выполнением чрезвычайно ответственных заданий».

К сожалению, вскоре появились первые «двухсотые»: погибли несколько военных, были и раненые — враждующим сторонам казалось, что миротворцы симпатизируют одной из них. И «обиженная», случалось, открывала огонь по голубым шлемам. Иногда приходилось слышать, что миротворческая миссия — это некая прогулка вдоль Андриатического моря, что ребята поехали заработать немного денег. Если и так, то что здесь плохого? Главное — честно выполнять свой долг. В конце концов, миротворцы из других стран также находились там не ради ознакомления с памятниками истории и культуры...

Несмотря на опасность, которая подстерегала военных едва ли не на каждом шагу, МО и МИД вынуждены были обратиться к ООН с просьбой «принять решительные меры относительно обеспечения статуса миротворческих сил ООН в бывшей Югославии». В конце января 1993 года произошла первая ротация личного состава 240-го отдельного специального батальона. Следует отметить, что во время ротации некоторые военнослужащие покинули батальон вследствие того, что не выдержали боевой нагрузки, устали ходить пригнувшись и просыпаться от взрывов снарядов. Новый состав Укрбата возглавил подполковник Иван Кива. Пополнение батальона прибыло из Одесского и Прикарпатского военных округов, пройдя подготовку в Николаевском учебном центре. Уже в январе-феврале 1993 года они провели 226 конвоев, в которых содержалось 316 автомобилей с гуманитарной помощью.

В ноябре 1995 года в американском городе Дейтон, штат Огайо, был разработан пакет мирных документов по боснийскому урегулированию, который враждующие стороны подписали 14 декабря 1995 года в Париже. Процесс мирного урегулирования в бывшей Югославии дал основание Совету Безопасности ООН сократить численность военного контингента ЮНПРОФОР. Согласно плану ООН, украинский миротворческий батальон, который с честью выполнил возложенные на него задачи, был выведен из Балкан.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — МИРОТВОРЧЕСКАЯ, ПОТЕРИ — БОЕВЫЕ

За времена существования независимого Украинского государства в миротворческих операциях за рубежом приняли участие более 44 тысяч наших военных. 55 из них — погибли, более сотни получили ранения, в том числе тяжелые, став инвалидами. Украинцы были, в частности, членами международных миссий ООН на территории Ливана, Ирака, Афганистана, Анголы, Косово, Либерии, Сьерра-Леоне, Конго, Кот-д’Ивуара, Судана, Грузии, бывшей Югославии и других стран мира.

Одной из самых масштабных миротворческих операций, в которой принимала участие Украина, была иракская. Ее участниками стали около 1700 военнослужащих. В общем через Ирак и Кувейт, когда между ними возник конфликт, прошли более шести тысяч человек. Потери впечатляют: 18 погибших и более 40 раненых. Зато за время своей миссии ребята поспособствовали строительству 14 школ, ремонту 7 детсадов, 4 автодорог и 3 линий электропередач. Были восстановлены также четыре объекта водоснабжения, медицинскую помощь наших армейских медиков получили почти 50 тысяч местных жителей. Наиболее неоднозначную реакцию общества вызвал именно Ирак: по данным соцопроса, проведенного тогда Центром Разумкова, меньше чем три процента респодентов поддержали введение украинских войск в эту страну. А вот почти 94 процента высказались категорически против решения высшего руководства страны, назвав его едва ли не преступным. Такие результаты оказались вполне прогнозируемыми, поскольку соцопросы проводились сразу после гибели в этой стране первых семи наших воинов.

На украинские контингенты, которые отправляются за сотни, а то и тысячи километров от родной земли, возлагаются разные задачи. В Анголе, например, наши воины принимали участие в восстановлении инфраструктуры, прокладывая пути сообщения через джунгли, возводили мосты и переправы. «Даже если не принимать во внимание любую военную угрозу, было невероятно трудно, — говорит майор запаса Сергей ВАХТОНЧУК. — В первую очередь из-за сложных климатических условий, в которых мы были абсолютно не приспособлены. Случалось, отдельные воины теряли сознание, не выдержав африканской жары».

А вот в Либерии в течение почти 14 лет украинские вертолетчики сопровождали наземные колонны, осуществляли транспортные и пассажирские перевозки, проводили воздушное патрулирование границ, медицинскую эвакуацию и поисково-спасательные операции, а также доставляли в самые отдаленные и практически не доступные для наземного транспорта места гуманитарные грузы, прежде всего лекарства, продовольствие и тому подобное. В общем за все время Миссии ООН в этой стране в составе 56-го вертолетного отряда, местом дислокации которого является Галичина, задания выполняли более пяти тысяч украинских авиаторов, проведя в небе этой далекой страны более чем 60 тысяч часов и перевезя почти 250 тысяч пассажиров и более 6,5 тысячи тонн различных грузов. На родную землю наши вертолетчики вернулись лишь в 2018 году — на третьем году российской агрессии. Некоторые украинские политики призвали высшее руководство государства вернуть их немедленно после начала так называемой гибридной войны, мотивируя это важностью военных вертолетчиков в защите страны. Но их «не услышали». И не из-за «глухоты» или пренебрежения национальными интересами. Проблема оказалась в том, что в то время авиация уже не была задействована, поскольку российские наемники имели на руках российские зенитно-ракетные комплексы и даже самолеты сбивали, не говоря уже о вертолетах. А еще Украина должна была придерживаться взятых на себя обязательств, прежде всего перед ООН. Зато, хорошо зная эти факторы, отдельные «слишком сознательные» политические деятели, «эксперты» не жалели эпитетов для руководства страны, Министерства обороны, сознательно искажая факты и манипулируя ими.

Впрочем, как бы там ни было, за 14 лет своего пребывания в Либерии произошли 23 ротации украинского контингента. Условия выполнения этих задач тоже были не из легких, поскольку воздушное пространство Украины, к которому они привыкли, отличается от либерийского. Но каких-либо чрезвычайных ситуаций удалось избежать. Вертолетчики, вернувшись из этой страны, не так сетуют на трудности и проблемы, связанные с тамошним пребыванием, как акцентируют внимание на другом — на приобретении бесценного опыта пилотирования в сложных условиях, который им еще может понадобиться в Украине.

В Конго и Афганистане, которые буквально кишели минами, украинские саперы обезвредили десятки тысяч взрывоопасных предметов, ежедневно рискуя собственными жизнями.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Украина как независимое государство появилась на политической карте мира в августе 1991 года. За почти 29 лет, которые прошли с тех пор, много сделано для ее развития и самоутверждения в глазах мирового сообщества. И далеко не последнюю роль в этом благородном деле сыграли украинские голубые каски — солдаты и офицеры Украинской армии. Десятки из них, пытаясь прекратить кровопролития в других странах, навсегда остались в нашей памяти молодыми: мир достается дорогой ценой...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать