Гуманитарная катастрофа, о которой не говорят?
«Сопутствующие потери» войны в Ираке![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030408/463-3-1_0.jpg)
КОГО БОЯТСЯ ИРАКЦЫ?
С самого начала предсказывалось, что Ирак покинет от 600 тысяч до полутора миллионов иракцев. В соседних с Ираком Сирии, Иордании, Иране были спешно организованы лагеря для беженцев. ООН определила сумму, направленную на спасение пострадавших иракских граждан — до $153 млн. — на первые полгода. Для сравнения на один год для афганских беженцев выделили $195 млн. При этом афганцев, вынужденных покинуть свои дома, насчитывалось до двух миллионов. Евросоюз в том же спешном порядке заявил, что готов выделить иракцам гуманитарную помощь, но отказался принять на своей территории беженцев из военной зоны. «Пусть сосредотачиваются в соседних странах, оттуда им будет легче возвращаться», — убеждали дипломаты из Брюсселя. Между тем иракцы бежать не спешат. В Багдаде уверяют, что иракцы настолько самоотверженный народ, что ни при каких обстоятельствах не покинут родину. На Западе заявляют, что им не позволяет это сделать иракская власть, которая специально использует гражданское население в качестве «живого щита» в войне. Эксперты не исключают также, что виной иракской «оседлости» стали войска коалиции, которые держат многие города в осаде, а потому и препятствуют свободному выезду из них жителей.
Существует и другое мнение. Руководитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Рууд Лубберс убежден, что для масштабного оттока иракских беженцев еще не пришло время. «Только несколько тысяч обратились за помощью, но это и не удивительно. Беженцы не бегут в начале войны. Они прибывают, когда кризис набирает обороты, когда не хватает еды и воды», — отметил Лубберс, уверяя, что количество иракских «беглецов» в любом случае составит не менее 600 тысяч человек. Агентство Ассошиэйтед Пресс в то же время сообщило, что лагерь для беженцев Танеф на иракско-сирийской границе остается фактически пустым. Его работники неторопливо прогуливаются по территории лагеря, покуривая от скуки. Сирийские власти обращают внимание, что на самом деле наблюдается движение иракцев в противоположном направлении: не из Ирака в Сирию, а из Сирии в Ирак. «Многие иракцы возвращаются домой, только некоторые бегут из страны. Они хотят защищать свои дома, свою страну», — сообщил представитель министерства информации Сирии Мунир Аль-Али. Несомненно, сирийский чиновник несколько сгустил краски, учитывая нескрываемую симпатию официального Дамаска к Саддаму Хусейну, однако, бесспорный факт — лагеря беженцев сейчас содержат больше обслуживающего персонала, нежели самих беженцев.
Какие другие последствия ждут военный и послевоенный Ирак в гуманитарном плане? До войны из 23-миллионного населения Ирака 60 процентов получало продовольственные пайки, которые централизовано выдавало правительство. Подобная «раздача» проводилась при поддержке международных программ. Понятно, что с началом войны подобные поставки прекратились, вместо этого были якобы усилены поставки гуманитарной помощи от правительств коалиции, ООН, Красного Креста. О том, насколько ее хватает, говорить сейчас слишком рано. Но из самого факта военных действий можно сделать вывод, что получает население намного меньше, нежели необходимо. Наземные операции в Ираке не позволяют работникам международных служб своевременно поставлять пострадавшим гуманитарную помощь.
ИРАКСКИМ НЕЛЕГАЛАМ — МОРАТОРИЙ В УКРАИНЕ?
Учитывая уже описанную ситуацию, не наблюдается особого наплыва иракских беженцев и в Украину. Со времени начала военных действий против Ирака в Украине было задержано только шесть иракских нелегалов. Об этом «Дню» сообщили вчера в пресс-центре Государственного комитета охраны государственной границы. Как нам объяснили, к наплыву иракцев готовились, давались распоряжения соответствующим службам. Впрочем, говорить сейчас о массовом притоке беженцев из Ирака у украинских пограничников нет никаких оснований: на прошлой неделе не был задержан вообще ни один иракский нелегал.
Иракские нелегалы, кстати, не очень спешили в Украину и раньше. По информации Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Киеве, большую часть соискателей убежища в Украине составляют афганцы. Начиная с 1996 года, с просьбой о предоставлении статуса беженца к украинскому правительству обратилось 10692 человека. Почти 5500 из них — выходцы, именно, из Афганистана. Поныне на территории Украины проживают только около трех тысяч беженцев. Число довольно небольшое по сравнению с другими странами. Например, в Пакистане их количество составляет 2 млн., в Иране — 1,9 млн., в Германии — 900 тыс. человек. В прошлом же году статус беженца в Украине вообще получили только два человека. Связано это, правда, не с уменьшением интереса беженцев к Украине, а с введением у нас новой законодательной базы. Именно такое введение не позволяло соответствующим службам эффективно заниматься своими обязанностями.
Иракцев в Киеве ждали, понятно, не зря. Очень многие из них учились или работали в Украине. Значительную часть беженцев как раз и составляют те, кого хотя бы что-то связывает с Украиной. Например, большинство афганцев, обращающихся за убежищем, или учились в Украине, или имеют здесь родственников. Но несмотря на это, иракцы к нам не спешат ехать, выбирая, очевидно, более богатые страны Западной Европы...
«Дню» также стало известно, что правительство Украины сейчас рассматривает предложение ООН не выдворять со своей территории иракских нелегалов на протяжении трех месяцев. С такой рекомендацией к Киеву обратилось УВКБ ООН в конце марта, чтобы людей не вынуждали возвращаться в военную зону. Однако одобрение подобного решения противоречило бы существующему в Украине законодательству. А потому сейчас в правительстве готовится соответствующее постановление. Для Киева, к слову, подобные решения будут не внове. Во времена первой чеченской войны в нашем государстве получали временную защиту выходцы из Ичкерии. До сих пор под такую защиту в Украине, по информации Представительства УВКБ ООН, подпадают абхазцы.
Будут ли пользоваться трехмесячным мораторием иракцы? Решение — за украинским правительством. А также за самими иракцами, которые, возможно, попадут в Украину.
Выпуск газеты №:
№63, (2003)Section
День Планеты