Перейти к основному содержанию

Гурбангулы БЕРДЫМУХАММЕДОВ: Демократию невозможно насаждать, применяя готовые импортные модели

19 февраля, 20:19
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Новоизбранный президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов первое интервью дал журналу «Туркменистан» — единственному в России периодическому печатному изданию, целиком и полностью посвященному жизни Туркменистана. Туркменский президент рассказал о своем видении дальнейшей демократизации жизни общества, о приоритетных направлениях действий туркменского правительства на ближайшее будущее, и, в частности, о приоритетах Туркменистана в сфере международного партнерства и о том, какой будет политика государства в области привлечения иностранных инвестиций. (www.Turkmenistan.ru)

— В чем вы видите главные завоевания Туркменистана за пятнадцатилетний период независимости?

— Если говорить об экономической стороне дела, то сегодняшний Туркменистан — это просто уже другая страна по сравнению с тем, что было полтора десятка лет тому назад. Даже если не прибегать к красноречивым цифрам статистических выкладок, уже на визуальном восприятии, глядя на белокаменный красавец-Ашхабад, с трудом вспоминаешь, насколько серым и невзрачным он был совсем недавно. Столь же разительные перемены произошли практически во всех городах Туркменистана. А сколько предприятий промышленного производства появилось за это время! Счет идет уже на сотни промышленных новостроек...

Однако процессы экономических преобразований с большим или меньшим успехом идут в каждой стране. Аллах оказался милостив к Туркменистану, одарив его недра щедрыми запасами природных ресурсов. Может быть, благодаря этому дару нам проще, чем иным странам, двигаться ускоренными темпами по пути экономического развития.

Но все же, если попытаться говорить о самых существенных преобразованиях, произошедших в Туркменистане за полтора десятка лет, то главными здесь следует назвать изменения в самом человеке. Новое, по-настоящему независимое государство могут строить только те, кто реально осознал свое историческое своеобразие и национальную самодостаточность.

Мощнейший советский идеологический аппарат семьдесят лет ковал из всех нас единую историческую общность — советский народ. Из истории, как и из песни, слова не выкинешь. Что было, то было. Но когда в одночасье не стало СССР, пришло понимание необходимости новой национальной идеи, позволяющей людям почувствовать себя гражданами сильного государства.

Моисею, как известно, пришлось сорок лет водить свой народ по пустыне, чтобы в нем не осталось воспоминаний о рабском прошлом. Туркменам хватило гораздо меньшего времени, чтобы вспомнить о своих великих исторических корнях, осознать себя в качестве полноправных и уважаемых членов мирового сообщества.

Процесс этот далеко не завершен, но начало ему положено основательное. В этом, может быть, и состояла главная историческая миссия первого президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши. Эффект от тех усилий, что он приложил к духовному возрождениею нации, не идет ни в какое сравнение даже с самыми благоприятными экономическими показателями.

И я более чем уверен, что по мере дальнейшего роста национального, государственного самосознания народа, его творческий, созидательный потенциал будет только приумножаться.

— Понятно, что новый этап экономического, социального и политического развития страны потребует и свежих, может быть принципиально новых, политических и экономических решений. Готовы ли вы назвать приоритетные направления действий туркменского правительства на ближайшее будущее?

— В России говорят: «От добра добра не ищут». Все то положительное, что было создано и закреплено в национальной государственной системе, не претерпит изменений. Но есть и над чем поработать. Необходимо развивать условия активизации частного, малого бизнеса, придать новый импульс международным экономическим контактам Туркменистана. Главным приоритетом в планах правительства останется курс на поддержание высокого уровня социальной защищенности населения, совершенствование системы здравоохранения, образования.

В период проведения предвыборной кампании на встречах с кандидатами на высший государственный пост люди задавали немало проблемных вопросов, высказывали массу дельных пожеланий. Необходимо какое-то время, чтобы проанализировать прозвучавшие пожелания и затем выстраивать работу кабинета министров в соответствии с волей народа.

— Какие требования вы собираетесь предъявить новому составу туркменского правительства? По какому принципу собираетесь составлять новую команду?

— Смена руководителя правительства далеко не всегда влечет за собой полную смену его состава. Безусловно, сохранится принцип формирования кабинета министров по деловым качествам кандидатов на руководящие посты. Тот, кто уже успел себя зарекомендовать инициативным, знающим, деловым работником, может смело рассчитывать на успешное продолжение административной карьеры. Не исключаю привлечение свежих сил на высокие государственные должности.

— Как вы можете охарактеризовать собственные политические пристрастия? Какая, на ваш взгляд, политическая модель наиболее востребована туркменским обществом на современном этапе исторического развития? Каковы возможные шаги в направлении дальнейшей демократизации жизни общества?

— Если попытаться одним словом дать определение своим, как вы говорите, пристрастиям, то я бы употребил термин «умеренность». С детства глубоко врезалась в сознание фраза отца: «Никогда не беги туда, куда можешь просто дойти». Думаю, что это универсальное жизненное правило, рожденное из древней народной мудрости, вполне применимо к историческому пути всей нашей страны.

Любые попытки раз и навсегда решить какую-либо социальную, политическую или экономическую проблему могут привести только к хаосу и нестабильности. За последние десятилетия все мы были свидетелями большого количества такого рода отрицательных примеров во многих государствах.

За пятнадцать лет своей независимости Туркменистан не пережил ни одного экономического или политического потрясения, а это значит, что принятый сегодня уклад общественной жизни, закрепленный в национальной конституции, наиболее полно соответствует историческому этапу нашего развития. Что же касается демократии, то эту нежную субстанцию невозможно насаждать, применяя готовые импортные модели. Ее можно только бережно выращивать, пользуясь мудрым национальным опытом и традициями предыдущих поколений. Вы только что были свидетелями проведения общенациональных выборов президента Туркменистана. Это ли не свидетельство крепких демократических основ общественной жизни, когда народ выбирал нового главу государства из шести достойных кандидатов?

Регулярно проводимые в Туркменистане выборы в законодательные органы также не вызывают ни у кого подозрений в недемократичности. В полном соответствии с конституцией пройдут и следующие президентские выборы. В этом я абсолютно уверен.

Страна постепенно растет в своем историческом развитии. По мере этого будет расти и укрепляться наша демократия.

— Для вас, конечно, не секрет, что многие представители мирового сообщества с громадным интересом следят за тем, какими будут первые шаги нового президента Туркменистана на международной арене. Многие державы кровно заинтересованы в укреплении сотрудничества с Туркменистаном для поддержания своего собственного экономического и политического присутствия в регионе Центральной Азии. Будут ли в ближайшее время обозначены некие приоритеты Туркменистана в сфере международного партнерства?

— В основе всех внешнеполитических шагов Туркменистана лежит основополагающий принцип сохранения статуса постоянного нейтралитета и, соответственно, весь комплекс обязательств, принятых на себя нашей страной исходя из этого статуса. Следовательно, от нас не приходится ожидать заключения каких-либо политических альянсов на международной арене. Мы, безусловно, будем развивать и поддерживать международные политические и экономические контакты с нашими надежными партнерами. Уже сейчас мы получили от ряда стран приглашения совершить официальные визиты. Время и место таких поездок находятся в стадии уточнения.

В сфере международных экономических связей Туркменистан сохранит за собой обязательства по всем ранее заключенным двусторонним договоренностям.

— В решении каких глобальных международных, региональных политических и экономических проблем Туркменистан готов сотрудничать с мировым сообществом?

— Не вижу тут никаких ограничений. Туркменистан был и остается активным участником международного диалога по статусу Каспийского моря. В рамках ООН мы поддерживаем все позитивные инициативы, направленные на поддержание региональной безопасности, участвуем в международных программах по борьбе с терроризмом, распространением наркотиков.

Продвижение туркменских энергоносителей на международный рынок — вклад нашей страны в систему глобальной энергетической безопасности. Туркменистан чувствует себя равноправным жителем большого интернационального дома и готов в равной степени со всеми соседями разделять ответственность за судьбы мира. Тут наша позиция неизменна.

— До последнего времени одной из принципиальных и последовательных позиций Туркменистана в международных отношениях оставался приоритет двусторонних отношений, а не коллективных политических обязательств. Особенно наглядно это можно было проследить на примере участия Туркменистана в программах СНГ. Какова, на ваш взгляд, в дальнейшем возможная степень участия Туркменистана в международных региональных организациях?

— Думаю, что сейчас уже ни у кого не осталось иллюзий относительно крайне низкого уровня эффективности СНГ как международной политической и экономической структуры. В Туркменистане это поняли достаточно давно и потому предельно ограничили степень своего участия во встречах и консультациях, которые не приносили никаких практических результатов. Могу с достаточной долей уверенности предположить, что и в дальнейшем возможность участия Туркменистана в международных региональных организациях будет определяться не сиюминутной политической конъюнктурой, а пониманием долгосрочной целесообразности и экономической перспективности альянса.

Естественно, что решающим фактором участия или неучастия Туркменистана в интернациональных организациях будет соответствие такого рода членства статусу международного нейтралитета, принятого нашей страной еще в 1995 году и неукоснительно соблюдавшегося все эти годы.

— Готовы ли вы продолжить политику привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику? Какие отрасли наиболее нуждаются в инвестициях и готовы к партнерству с иностранным бизнесом?

— Весь опыт предыдущих лет международного экономического сотрудничества Туркменистана продемонстрировал высокую доходность иностранных инвестиций в туркменские проекты. С участием турецких компаний получила эффективное развитие хлопкоперерабатывающая и текстильная отрасли. Иранские компании отличились в финансировании дорожного строительства. Представители бизнеса Украины создают у нас высокотехнологические производства. Японские, немецкие, итальянские, израильские фирмы нашли свою нишу в инвестировании нефтепереработки...

Я лишь бегло упоминаю самые наглядные примеры. Для полного перечисления инвестиционных направлений нам просто не хватило бы времени для беседы. Очевидная выгода такого рода международного сотрудничества подсказывает нам необходимость дальнейшего активного привлечения иностранных инвестиций. Помимо традиционных для интересов бизнеса отраслей добычи и переработки углеводородных ресурсов, весьма привлекательными для потенциальных инвесторов могут оказаться: отрасль переработки сельскохозяйственной продукции и пищевая промышленность. Несомненный потенциал рекреационных зон Туркменистана предоставляет прекрасную возможность для развития туристического бизнеса. Благоприятное географическое положение нашей страны сулит немалые доходы от вкладов в нашу транспортную инфраструктуру — в автомобильные и железные дороги.

Самое главное, что Туркменистан продолжает оставаться открытой страной для любых взаимовыгодных предложений в любых сферах бизнеса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать