Перейти к основному содержанию

ГУУАМ: шанс родиться

08 августа, 00:00

Результаты грузинского визита Виктора Ющенко весьма интересно оценивать, исходя из того, что он состоялся в промежутке между двумя саммитами СНГ. На одном из них президенты наконец якобы договорились о создании зоны свободной торговли в Содружестве, на другом, неформальном в Ялте — якобы собираются вспомнить, о чем же именно они тогда договорились. При том, что вообще разговоры о зоне свободной торговли в СНГ продолжаются чуть ли не с самого его начала.

О зоне свободной торговли речь шла и в Тбилиси, на переговорах Ющенко. Правда, несколько менее масштабной — в пределах, как это сейчас называется, неформального объединения ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). А также о возможностях таможенного и тарифного сотрудничества (на отдаленную перспективу), об уменьшении тарифов на перевалку и обработку грузов и проч. Это может внушать определенную надежду. Например, что неформальное объединение ГУУАМ может со временем превратиться в нормальный формальный клуб по интересам — тогда это объединение может жить долго. Хотя может и просто существовать на бумаге, как это слишком часто случается с различными международными «треугольниками» и другими геометрическими фигурами, создание которых инициировала Украина. Тбилисские договоренности Ющенко — по-видимому, просто шаг в направлении, которое очень уж активно разрабатывается Москвой. Например, в виде Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, в который звали и Украину — только в таком случае, объясняли в Москве, украинско-российское соглашение о свободной торговле будет выполняться. На украинское «нет» Россия отвечает очень просто — торговой дискриминацией, наказать которую Киев не в состоянии. О таможенных союзах сегодня нет речи. Хотя три года назад Киев разрабатывал планы создания такого союза с Молдовой с возможным его распространением на Румынию. Почему не сложилось — дипломаты не объясняют, говорят только, что идея совсем не забыта. Хотя о Румынии, очевидно, можно и забывать — получив статус кандидата на вступление в ЕС, она, наверное, все меньше будет интересоваться Украиной.

О таможенном союзе в пределах ГУУАМ пока что речи не идет — очевидно, с оглядкой на прошлое. Тем не менее, это была бы, наверное, чуть ли не единственная возможности для ГУУАМ стать нормальной организацией, объединенной идеей «за», а не чем-то аморфным, относительно сплоченным на волне «против», как это выглядело до сих пор. Для каждой из стран-участниц это было бы возможностью радикально увеличить собственные экспортные возможности, радикально уменьшить зависимость от расклада сил в России, а со временем — возможно, и перевести сам ГУУАМ в состояние реальной жизни. Не говоря уже о том, что унификация таможенных правил и тарифов — чуть ли не единственное, что сегодня может содействовать настоящей заинтересованности и в Евразийском транспортном коридоре, и в транспортировке по нем каспийской нефти, ради чего, собственно, ГУАМ (тогда еще без Узбекистана) и рождался три года назад.

О свободной торговле в пределах СНГ — лучше, по-видимому, помолчать. Как и о самом Содружестве, в котором все еще до конца не урегулирован ни один из недавних военных конфликтов. ГУУАМ мог бы стать хорошим примером того, что и на постсоветском пространстве возможно просто рациональное развитие, подчиненное национальным интересам. Если бы только тбилисские договоренности Ющенко, сами по себе совсем не революционные, не стали просто подписанными бумажками, как это всегда было до сих пор.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать