Идентичность в условиях глобализации
За что вы любите Францию?
Юрий КОЧУБЕЙ, первый Посол Украины во Франции, президент Украинского общества внешней политики
— Люблю Францию за то, что она остается самой собой и пытается утверждать свою роль в мире в области культуры, науки, политики. Народ, имеющий понимание собственного места в истории, в настоящем, безусловно, заслуживает уважения и любви. Франция — очень важная страна, своим ландшафтом и природой напоминающая Украину. Внешняя политика Парижа характеризуется собственными особенностями: хотя Франция входит и в НАТО, и в ЕС, но она умело отстаивает свои национальные интересы. Может ли народ сохранить идентичность, когда надвигается глобализация? Думаю, Франция как раз дает пример, как можно быть интегрированным в мировые процессы и в то же время оставаться страной, имеющей свое лицо. Ее внешняя политика направлена на то, чтобы, во-первых, утверждаться в качестве локомотива объединенной Европы, а во- вторых, в качестве страны, имеющей собственную точку зрения, что Франция продемонстрировала во время так называемого «иракского кризиса». Как раз это и есть выражение настоящей французской политики. Не только Франция, но и многие другие государства заинтересованы, чтобы был порядок в мире, чтобы существовали определенные рамки для проведения различного рода индивидуальных «экспериментов». С этой точки зрения французы ведут себя правильно и оправданно. Что касается недостатков, то хочу обратить внимание, что Франция мало уделяет внимания странам Восточной Европы, за исключением России. Взгляд Парижа больше прикован к югу — Средиземноморью и Африке. Но ведь Франция, будучи мировой, великой державой, не должна выпускать из поля зрения и Восточную Европу. Особенно — Украину, которая может быть очень важным элементом большой объединенной Европы.
Владимир ЦИБУЛЬКО, поэт:
— Францию мы любим в первую очередь за то, что она создала моду думать. Во все просвещенные времена французские мыслители задавали тон целому образованному миру, стоит вспомнить хотя бы переписку Екатерины II с Вольтером. Миру для прохождения теста на цивилизованность нужно было коммуниковать с Францией.
Ныне Франция — это опять- таки мода думать, мода на философию. Блестящим примером новой философии мог бы выступить Жан Бодриар. Но сегодня французские мыслители особенно интересны своей левой ориентацией. Для Украины это определенный нонсенс, у нас нет такой устоявшейся государственной традиции, как у Франции, и потому украинцам, по-видимому, не понятна тяга французских мыслителей к левизне.
Современная Франция — это мода на осмысленную европейскость. Этот тон задают французы, поддерживает Германия, а потом к нему присоединяется вся Европа. Кто был идеологом европейской Конституции? Валери Жискар д’Эстен. Франция всегда является лидером осмысления, но для реализации идей нужен Евросоюз и другие подобные структуры.
Выпуск газеты №:
№119, (2003)Section
День Планеты